Стучат по рельсам колеса. Сквозь тайгу и вечную мерзлоту мчится по Транссибу поезд, унося пассажиров навстречу новой жизни и трудовым свершениям. Из Забайкалья в Амурскую область держат путь молодые строители БАМа, среди них – семья Редько. Смелые энтузиасты. Романтики 70-х... Очередная история участников легендарной стройки – в нашем материале.
Молодость звала вперед
Мы беседуем с ветераном БАМа, листая альбомы с фотографиями, в которых собрана вся жизнь этой женщины и ее семьи.
Таисия Николаевна родилась в станице Новопокровской, детство и юность прошли в Адыгее, куда девочка переехала вместе с мамой. Училась в школе станицы Дондуковской, окончила курсы секретарей-машинисток. Потом со знакомыми уехала в Хабаровск, где поступила на вечернее отделение института инженеров железнодорожного транспорта. Параллельно обучению в вузе работала. Однажды друзья познакомили ее с будущим мужем. Виктор Николаевич по образованию инженер-строитель, выходец из семьи железнодорожников. Молодые поженились в 1970 году. После создания новой ячейки советского общества пара обосновалась в Читинской области, где жили родители супруга. Сюда же перевезли и маму Таисии Николаевны. В 1971-м в семье родилась дочь Светлана, а вскоре на свет появился и сын Алёша. Пока бабушка приглядывала за детьми, родители трудились на Забайкальской железной дороге.
Бамовская история семьи Редько началась с легкой руки друзей, хотя мысль о покорении сурового края и необжитых ранее территорий волновала супругов с тех пор, как в апреле 1974 года ЦК ВЛКСМ объявил магистраль Всесоюзной ударной комсомольской стройкой и после возобновления работ молодежь со всей страны отправилась воплощать в жизнь решение партии и правительства.
Таисия Николаевна хорошо помнит тот день, когда кто-то в приятельской компании предложил поехать на БАМ. В порыве молодости, конечно, согласились. Рассказы о грандиозном по своим масштабам проекте в истории железнодорожного строительства будоражили воображение специалистов, мечтавших применить профессиональные навыки в возведении этой трассы. Подстегивала и перспектива работы в сложных геологических и климатических условиях. Супруги, прошедшие испытания на прочность природой Забайкалья, не боялись трудностей. Переживали только, что непросто будет устроиться на новом месте, имея на руках двух маленьких детей.
– На семейном совете решили, что сначала глава семьи поедет, посмотрит, что да как, а потом и мы, – рассказывает Таисия Николаевна. – Через месяц Виктор вызвал меня телеграммой к себе. Я – на поезд и к мужу. Прибыв на станцию, увидела много людей, все куда-то бежали, что-то делали, повсюду кипела работа и жизнь била ключом. Смотрю – и супруг доволен, все ему нравится. Поэтому долго уговаривать меня не пришлось: куда иголка – туда и нитка. Вернувшись домой, начала собираться...
Награды за добросовестную работу на БАМе, значки, сувениры бережно хранит Таисия Николаевна Редько. / Фото А. Толстых
Дорогой больших надежд
Спустя некоторое время, семья воссоединилась. Таисия Николаевна, ее дети и мама, скооперировавшись с другими энтузиастами, погрузили в вагоны вещи, мебель, посуду и двинулись в путь. Единомышленников тогда хватало, многие стремились попасть на всенародную стройку.
Дорога больших надежд привела нашу героиню и ее родных в столицу БАМа – город Тынду. С собой новые поселенцы довезли не весь багаж, так как во время их путешествия по временной железке поезд сильно трясло и часть нажитого непосильным трудом оказалась повреждена. Но сегодня Таисия Николаевна вспоминает об этом с улыбкой. Ради достижения заветной географической точки они готовы были круто изменить свою жизнь, что уж сожалеть о разбитых чашках.
– В Тынде нас обеспечили работой и жильем, – продолжает собеседница. – В конце 1975 года построили первую девятиэтажку, в которой нам выделили трехкомнатную квартиру с подселением. Помимо нашей, еще проживали две семьи.
Я работала в отделе капитального строительства, входила в комиссию по приемке железнодорожных объектов, затем – инженером в строительно-монтажном поезде № 699 треста «Центробамстрой». Муж занимал руководящие должности, прошел ступени прораба, начальника участка, замначальника по строительству. Также продвигался по партийной линии, занимался общественной и профсоюзной работой.
Народу было много, население Тынды стремительно прирастало, строители возводили новые дома, школы, учреждения культуры.
Интересная и насыщенная трудовая биография в период строительства БАМа оставила в памяти новопокровчанки много теплых воспоминаний.
– Это было самое яркое событие в моей жизни. Все жили в доб-рососедстве, выходцы из разных союзных республик работали в одной связке, большой многонациональной командой, – делится Таисия Николаевна. – В основе человеческих взаимоотношений лежали дружба, доброта, поддержка и взаимовыручка, помогавшие преодолевать все трудности. И эти понятия мы пронесли через расстояния и годы. Со многими коллегами до сих пор сохранила тесную связь, общаюсь в соцсетях. На 45-летие БАМа они присылали мне пригласительный билет на исторический поезд Москва-Тында, чтобы проехать по местам трудовой славы. И я бы с удовольствием отправилась по знаменитой магистрали с теми самыми романтиками, с которыми когда-то участвовала в стройке века.
Но, сетует пожилая женщина, по состоянию здоровья не смогла. В июле этого года по случаю полувекового юбилея начала строительства легендарной железной дороги ветераны БАМа снова планируют праздничную встречу, на которой Таисия Николаевна будет мысленно с друзьями.
Виктор Николаевич Редько с дочерью Светланой. Город Тында. / Фото из архива семьи Редько
Память сердца
Бамовскую карьеру супруги Редько завершили в 1994 году. Но на этом династия железнодорожников не оборвалась. По стопам родителей пошли их дети. По семейным обстоятельствам семья вернулась в станицу Новопокровскую. Через год Таисия Николаевна и Виктор Николаевич стали бабушкой и дедушкой. Жизнь шла своим чередом, без дела землячка не сидела, была квартальной, председателем товарищества по газификации улицы Некрасова, помогала воспитывать внуков. Один из них сейчас работает в Тынде.
Слушая рассказ гостеприимной хозяюшки дома, подумали, как много дорог довелось исколесить Таисии Николаевне на ее жизненном пути, от Кубани до Дальнего Востока, через Восточную Сибирь и обратно... Но одна из них оставила в памяти самый неизгладимый след. Байкало-Амурская магистраль поселилась в сердце покорительницы БАМа с момента приезда в Тынду и не отпускает по сей день. «Это было лучшее время жизни», – с ностальгией вторит она, подытоживая долгий экскурс в прошлое.
Таисия Николаевна бережно хранит дома много книг советского периода, из которых можно узнать об истории строительства, развития и эксплуатации Байкало-Амурской магистрали и объектов ее инфраструктуры. Но особую ценность для нее представляет собранная с мужем большая коллекция значков, вымпелов, монет и сувенирной продукции на тему всесоюзной стройки. Эти раритеты дороги как память о близком человеке, как часть истории ее семьи, неразрывно связанной с историей страны.
Среди молчаливых свидетелей прошлого и заслуженные награды супругов: медали «За строительство Байкало-Амурской магистрали», «Ветеран труда», именные часы «За доблестный труд на на БАМе», грамоты, благодарности.
Покидая дом Таисии Николаевны, мы желаем ей крепкого здоровья, благодарим за душевную встречу и возможность узнать историю тех значимых для страны событий не только по фильмам, книгам или в Интернете, но и из рассказа непосредственного участника.
Напомним, героями публикаций в «Сельской газете», начиная с прошлого года, уже стали несколько жителей станицы Новопокровской, в чьей судьбе был БАМ. В их поиске большую помощь оказали сотрудники Новопокровского историко-литературного музея им. А.А. Первенцева. И мы продолжим освещать эту тему на страницах районки в преддверии празднования 50-летия с начала строительства Байкало-Амурской магистрали. Ждем ваши интересные истории и фото.
В тему
БАМ проходит через шесть
регионов:
Иркутская область,
Забайкальский край,
Амурская область,
Бурятия,
Якутия,
Хабаровский край.
БАМ пересекает:
7 горных хребтов;
11 полноводных рек;
3 500 малых рек.
На БАМе 142 моста длиной более 100 м и 4 242 моста и других водопропускных объекта в целом.
Цифра
4 300
километров – протяженность
БАМа от Тайшета до Советской
Гавани.