Ивану Астрецову из станицы Ильинской всего 23 года. Он успел окончить университет, подписать контракт на службу в СВО, провести шесть месяцев «за ленточкой», получить награды.
Думал ли технолог пищевой промышленности о том, что станет героем? Нет. Да он себя таким и не считает. Говорит, что просто достойно продолжил дело своих прадедов в борьбе с нацизмом.
– Я так решил, это мой выбор, –говорит Иван. – У меня очень сильная мотивация. Ее дали мне мои прадедушки.
Мама молодого человека, Надежда Ивановна, в сторонке кивает головой. Позже она рассказала, что Иван, самый младший сын из четырех детей семьи, всегда был патриотом и в школе, и в жизни. Знает своих прадедов-фронтовиков, установил, каких наград они удостоены. И поэтому решение сына подписать контракт на участие в СВО для семьи не стало неожиданностью. Просто был вопрос времени, когда это произойдет.
– Мы с мужем, Андреем Владимировичем, поддержали Ваню. Он мужчина, это его выбор, он так решил, – добавляет Надежда Ивановна.
Иван вспоминает:
– Сначала обдумывал, с кем заключать контракт. В итоге записался в отряд специального назначения «Кубань» (БАРС-16). Понимал, что у меня за плечами нет даже армейской службы, только военная кафедра в вузе. Но решил, что всему научат.
Две недели Иван провел в казачьем специальном учебном центре. Освоил тактическую, инженерную, медицинскую подготовку. Стал ли он в тот момент бойцом? Нет. Иван рассказывает, что в первые часы в зоне СВО понял, что учебка и зона боевых действий – разные вещи. Но знания и навыки очень пригодились. Остальное – опыт.
Иван попал на Северское направление, район Белогоровки. Там же прошел дополнительное обучение на снайпера штурмового подразделения.
На груди Ивана две награды – отличительный знак «Добровольческий отряд «БАРС-16» и медаль «Казачья доблесть». Я их разглядываю.
– Интересуетесь, по какому поводу? – спрашивает Иван.
– Конечно, – с нескрываемым любопытством говорю я.
Парень молчит. В разговор вступает его мама:
– Ванечка, расскажи…
Иван сначала односложно отвечает:
– За эвакуацию раненых.
А потом разоткровенничался.
Была новогодняя ночь. БАРСЫ на позиции находились вместе с союзниками (мобилизованными из ЛНР). Ребята попросили поучаствовать в эвакуации своих раненых бойцов. Иван вызвался помочь. Отправились двумя группами. За ночь пятерых ранило, двое погибли. Но задачу никто не отменял.
– Нам нужно было перейти открытое поле, которое было под постоянным артиллерийским, минометным обстрелом противника, плюс всюду небо контролируют «птицы» (дроны), – рассказывает Иван. – В те минуты думал только о том, как спасти товарищей. Страх пришел потом, через три дня, когда уже вернулся на свою позицию…
Иван после паузы переводит разговор с тяжелых воспоминаний на положительные.
– Хочу рассказать о своих товарищах, – говорит он. – Казачье братство крепко! Слова «Своих не бросаем!» не просто слова. Никогда не стоит вопрос собственной безопасности, если товарищ нуждается в помощи. Плюс ощущается поддержка тыла! Частым гостем у нас был атаман Новопокровского районного казачьего общества Юрий Иванович Бакачёв. Он привозил гуманитарку от земляков. На ней и держится отряд.
Слово за слово, и мы заговорили о местном населении, которое проживает на освобожденных территориях. Иван говорит, что большинство настроены позитивно.
– Дедушки жали руку бойцам, а бабушки нас благословляли, – рассказывает Иван. – Трогательно встречают солдат дети. Они всегда махали руками нам, когда мы проезжали через Лисичанск. Кстати, город живет, идут восстановительные работы. В том, что мы победим, нет сомнений ни у местных жителей, ни у нас!