Каких только кукол нет сейчас в продаже! А в старину на Руси женщины сами мастерили для своих дочерей любимые игрушки из ткани, соломы и других подручных и природных материалов. Когда девочки подрастали, они перенимали у матерей искусство изготовления кукол. Тряпичные «подружки» сопровождали их всю жизнь, а секреты изготовления народной куклы передавались из поколения в поколение, будущим мастерицам и рукодельницам.
Сегодня этот традиционный вид декоративно-прикладного творчества возрождают в Калниболотской школе искусств, воспитывая в юных жителях казачьей станицы любовь к народной культуре. Главная мастерица-затейница в этом важном и интересном деле — преподаватель Нина Васильевна Лукьяшко, которая также работает в должности музыкального руководителя детского сада № 23 и обучается заочно в Краснодарском государственном университете культуры и искусств.
В коллективе дошкольного учреждения про талантливую сотрудницу говорят: «Золотые руки! И характер такой же». Своими знаниями, творческими навыками и теплом души педагог щедро делится с коллегами и воспитанниками. Нашему вниманию Нина Васильевна также с удовольствием предоставила результаты своей работы с детьми.
Экспозиция народных кукол у калниболотских умельцев большая. Каждая тряпичная красавица имеет имя и выполняет свое предназначение.
– Русские традиционные тряпичные куклы делались по разным поводам, – рассказывает Нина Васильевна. – Были игровые, обрядовые, обережные. Народные куклы встречали новорожденного в колыбели, служили талисманами, сопровождали девушек, идущих под венец, принимали на себя болезни. В каждой крестьянской семье были такие обереги и помощники, и относились к ним очень трепетно, хранили в красном углу дома, веря, что куклы приносят в дом благополучие.
Масленицу делали к одноименному празднику. Хвастунья символизировала расцвет красоты, пору девичества, когда девушка готова к замужеству. Такую куклу выставляли в окно как знак того, чтобы засылали сватов. На свадьбу молодым дарили Неразлучников. Специальная обрядовая парочка с женской и мужской фигурами, соединенными общей рукой, означала крепкий брачный союз. Куклу бережно хранили всю жизнь как оберег семьи. Кубанская народная кукла Вишенка была женским оберегом. Головной убор по форме напоминает созревшую алую ягоду, отсюда и название. У славян вишня всегда символизировала красоту девушки. А как восхитительно выглядит Невеста! У каждой куклы свой наряд, свои особенности в костюме, выдающие характер народной игрушки.
Но не только индивидуальность отличает кукол. Все они, что интересно, не имеют лица. Как объяснила Нина Васильевна, по народному поверью, у куклы не было лица, чтобы в нее не вселились злые силы и не смогли навредить человеку. Народные куклы должны приносить радость и здоровье. Даже в их одежде преобладает красный цвет как символ солнца, тепла, здоровья, положительной энергетики.
Дополняют коллекцию Нины Васильевны и ее талантливых учеников куклы из листьев кукурузных початков. Также педагог обучает детей традиционной вышивке на рушниках, наволочках, салфетках. Творческий процесс очень увлекает детей и рождает ощущение радости. К тому же занятие рукоделием полезно для развития мелкой моторики и художественных навыков.
– Русская народная кукла имеет богатую историю и сложившиеся традиции, – отмечает педагог. – Самодельные игрушки всегда получаются неповторимыми. А главное, занятие этим творчеством способствует сохранению народной культуры, воспитанию в детях интереса к истории страны и края. Делая таких кукол вместе с детьми, и взрослые получают удовольствие от этого увлекательного процесса.
Фото А. Толстых.