В это осеннее утро мой маршрут на работу изменился. Сегодня я проведу день на свежем воздухе, потому что временно «переведена» на должность уборщика территории.
Тороплюсь. Мне надо успеть на планерку в МУ «Перспектива». Еще вчера директор учреждения С.В. Романюк предупредил: «В 8.15 люди расходятся по объектам. Работа не из легких. Можете передумать, у вас впереди целая ночь».
Но семь часов сна мое твердое намерение не изменили. И вот я уже подхожу к конторе МУ «Перспектива».
Полный инструктаж
- Значит, не передумали, - приветствует меня директор. - Ну пошли устраиваться на работу.
Он «передает» меня своему заместителю Андрею Ивановичу Щербакову. Тот принимает новоиспеченного уборщика территории по полной программе. Провел вводный инструктаж, познакомил с обязанностями, затем еще пришлось изучить правила охраны труда, пожарной безопасности и многое другое.
- Ну, все? - спрашиваю Андрея Ивановича. - Можно приступать?
Он оценивающе смотрит на мой внеш-ний вид, туфли на высоком каблуке и с улыбкой спрашивает:
- Может, все-таки передумаете?
Я снова подтвердила свое намерение временно стать дворником, отметив, что работы не боюсь.
За проявленную смелость мне под роспись выдают оранжевый жилет, кепку, перчатки и главное орудие труда — палочку с острым наконечником, упаковку пакетов для сбора мусора.
- Ждите наставника, - говорят мне. - Он есть у каждого начинающего уборщика. Если в течение трех дней практикант зарекомендует себя хорошо, тогда может работать и самостоятельно.
- Ну что, готова? - спрашивает меня Людмила Викторовна Чернова. - Теперь мы — одна команда. Вперед!
«Аромат» центральной улицы
Сейчас я знаю, как пахнет улица. Потому что мне вместе с Людмилой пришлось не только собирать бумажки, но и «выворачивать» мусорные урны. Но обо всем по порядку.
Наш маршрут начался от автостанции.
- Не пропускаем бумажечки! - говорит наставница. - Повнимательнее заглядываем в траву.
Сначала мне как-то неловко было управляться с «копьем». Потом освоилась. Каблуки предательски проваливались в землю на газонах. Но, как говорится, сама напросилась. А вот и первые мусорные баки. Людмила показывает, как правильно «обхватить» их мешком и не вывалить содержимое на землю. Первая моя попытка опустошить урну провалилась с треском.
- Ничего, до конца маршрута их еще много, - подбадривает наставница. - Приноровишься...
Идем дальше. Останавливаемся у каждой урны. Знакомые искоса поглядывают на меня и каждый пытается разузнать, что случилось, почему я пошла работать «санитаром улиц». Вступается Людмила, коротко поясняя: «У нас субботник, не видите?!» И подмигивает мне: «Мы же одна команда!».
Первый пакет, из которого не очень хорошо пахнет, быстро наполнился. А прошли-то мы всего путь от автостанции до загса.
Я останавливаюсь у перекрестка, не в силах больше тащить этот черный мешок.
- Пойдем со мной, - говорит наставница. - Разгружаться будем.
Оказалось, на протяжении всего участка есть точки Х, то есть места, где уборщики складируют мешки, а мусоровоз потом их забирает.
«Потерянные деревья»
После «отгрузки» до первых урн шагаем уже налегке. В траве, среди коробок от сока, оберток от шоколадок и прочего мусора, замечаю розовую детскую шапочку.
- А что с этим делать? - спрашиваю Людмилу.
- А это аккуратно берем и вешаем повыше, на виду, на ближайшее дерево. Мы так всегда делаем. Детские вещи, особенно варежки зимой, теряются часто. А так родитель может обнаружить свою пропажу. Этот «метод» мы называем «потерянными деревьями».
- Еще что-нибудь находили? - спрашиваю Людмилу, накалывая на «копье» очередной брошенный кем-то мусор.
- Конечно, особенно после больших праздников. «Попадаются» сотовые телефоны, колечки, цепочки. Как правило, позже они находят своих хозяев. Люди обращаются к нам и, сверив приметы «потеряшек», отдаем вещи владельцам.
- А деньги находите? - не отстаю с вопросами от наставницы.
- Редко. Ими люди не разбрасываются. Но все же бывает. Например, на свой день рождения нашла тысячу рублей. Нагнулась мусор выгрести из ливневки, а там – купюра. Вот это был подарок!
Поесть, попить и покурить
Но сколько ни нагибалась я, такого подарка не обнаружила. Зато сделала вывод, убрав еще один участок территории: люди приходят в центр для того, чтобы поесть, попить и покурить. Забыла, есть еще большие любители пощелкать семечки, причем прямо на дорожку.
Пока я выводила свою «теорию чистоты», отвлеклась от работы. Вернул на землю голос Людмилы:
- Смотри, там в клумбе несколько пустых пластиковых бутылок. А ты пропустила.
Возвращаюсь. Мешок, который держу в руке, уже достиг величины в половину моего роста. Я пытаюсь наколоть бутылку на «копье». Она предательски выскальзывает. Нагибаюсь, складываю в пакет.
- А ты одной ногой наступи, а потом наколи на палку, и наклоняться не надо будет. А так спина у тебя долго поклонов не выдержит.
«Ну, ничего себе, - думаю, - такое простое дело — убрать улицу, а сколько тонкостей и секретов».
Уважайте труд уборщиц!
Наконец-то мы добрались до парка. Смотрю на часы. Ого-го, прошло уже полтора часа. А убрано всего-то метров 300. Тут вспомнила «предсказание» Людмилы по поводу того, что спина долго не выдержит. Я реально устала. А надо было еще «выгрести» парк и пройти по другой стороне улицы.
- Ну, для стажера достаточно, - говорит Людмила, явно пожалев меня. - Ставлю твердую «четверку».
Сдаю выданную утром под роспись форму коммунальщика. Прощаюсь с моей напарницей.
С радостью иду на свою настоящую работу. Вдруг ловлю себя на мысли, что зрительно стараюсь «выхватить» мусор, разбросанный вдоль дороги. А ведь раньше не обращала на него никакого внимания. И тут мне как журналисту очень захотелось обратиться ко всем жителям Новопокровского района. Пожалуйста, уважайте труд уборщиц! Это нелегкая работа (испытано на себе). И помните, что чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят.
Фото А. Толстых.