О Великой Отечественной войне написано и снято много фильмов. Событие эпохальное, которое еще многие годы будут изучать. Лишь бы не извратили историю. Солдаты-победители и освободители всегда должны оставаться в ореоле славы и почитания. Но подвиг совершался не только воинами, но и всем народом великой страны. Он мужественно переносил послевоенные лишения, понимая, что только так можно восстановить разрушенное хозяйство.
Уходят ветераны, а следом и дети войны – носители памяти о тех событиях, земляках, совершивших военные и трудовые подвиги. Возможно, когда-то историкам необходимы будут воспоминания детей войны о том, как они жили, чем занимались, как воспринимали окружающий мир
Фронтовики – товарищи и наставники
Для детей той поры участники войны были старшими товарищами и наставниками. Фронтовики умели не только воевать, трудиться, но и радоваться жизни. Мы помним жизнелюбие Алексея Ивановича Сластенникова, юмор и шутки Бориса Андреевича Лукьянова, выправку и мужественную красоту Никиты Ивановича Мамая, доброту Сергея Никитича Мудрика, степенность и рассудительность Василия Павловича Толстых, «компьютерную» память Михаила Антоновича Куренкова, энциклопедические познания сына полка Владимира Антоновича Давыдова, интеллигентность Михаила Михайловича Гребенникова, общительность Михаила Петровича Лопарева, расчетливого хозяйственника Степана Терентъевича Ганжи и многих других участников ВОВ... Эти люди всегда были для нас примером.
...43-й год. Немцев погнали с Кавказа, освобождены станица Новопокровская и входящие в район населённые пункты. Возвращались домой с госпиталей, мест эвакуации жители. Война принесла горе в каждую семью – кто-то погиб, кто-то ранен, кто-то остался на всю жизнь инвалидом. Но вместе с горем была и радость. Радовались тому, что, потеряв руку или ногу, остались живы, что родные погибли не зря, а защищая страну от фашистского ига. И трудились! Трудились от рассвета до заката. В колхозах работали за трудодни. На них давали немного денег или зерна, другую сельхозпродукцию. Иногда таких начислений хватало лишь на то, чтобы не умереть с голоду.
Когда я еще спал, отец, сунув культю ноги в рогатину самодельного костыля, и мать уходили на работу. Когда они возвращались, я уже спал. И так в каждой семье. С кем же оставались дети, чем они занимались? Оставались с бабушками – своими и чужими. Старшие заботились о младших – своих и чужих. Трудиться по хозяйству и помогать матерям на полях и фермах начинали сызмальства.
«Подарки» войны
Но дети есть дети. Их жизнелюбию можно было только удивляться. Предоставленные самим себе, они собирались в группы, придумывали различные игры. Чаще всего играли в войну – нападали, защищались, боролись, имитировали стрельбу, взрывы, копали землянки и окопы. Они становились летчиками, солдатами, моряками, партизанами. Иногда эти игры были
небезопасны. Ребята находили боеприпасы. Забавой было бросать патроны в костер, и, спрятавшись за деревьями или в яме, наблюдать, как они взрываются.
Мины немцы оставляли специально – их камуфлировали под игрушки. Война ушла, а от ее «подарков» продолжали гибнуть и становиться калеками дети. Но даже оставшись без руки или ноги, они не унывали. Так, Владимир Букреев, который мальчишкой потерял ногу выше колена, бегал на самодельном костыле, участвовал во всех играх, а став юношей, ездил на велосипеде, ходил на танцы и пользовался большой популярностью у девушек, выучился, работал бухгалтером в новопокровском сельпо, и мог дать фору многим с обеими ногами.
Казаки-разбойники, жестка, простенка
Игры у детей войны были самые разные.
Казаки-разбойники (прятались, гонялись друг за другом); жестка (кусок кожи с пришитым кусочком свинца били тыльной стороной ступни, стараясь как можно дольше удержать в воздухе); простенка (били монетой о стену так, чтобы она упала рядом с монетами соперников, лежавших на земле или на полу. И если, растопырив большой и указательный пальцы, ты дотягивался от своей монеты к монете другого игрока, то монета становилась твоей); поджог (игроки складывали свои копейки на земле стопкой. С определённого сторонами расстояния бросали к стопке пятак или шайбу. Чей пятак или шайба оказывались к стопке ближе, получал право бить ими по стопке монет. Перевернутые от удара монеты с орла на решку забирал бивший, если монеты не переворачивались, бил следующий игрок. И так, пока все монеты не выигрывались); ножичек (с пальцев, ладони, с разных положений, и по-разному ставя нож, нужно было воткнуть его в землю. Каждое положение называлось по-своему. Кто больше воткнул нож, тот и выиграл. В наказание проигравший должен был вытаскивать зубами колышек, забитый выигравшими в землю.
Забивался колышек настолько глубоко, насколько была разница в выигрыше).
Лук – из веток вишни, стрелы – из камыша
Играли в городки, лапту, гоняли мяч, козла. Речки зимой и летом были полны детворы. Сами делали «аквапарки», поливая водой спуски с горок в воду, «тарзанки» на ивах. Зимой катались на самодельных коньках, конусных деревяшках с вделанным прутом и привязанными к сапогам или валенкам ремешками. Играли в хоккей самодельными клюшками.
У детей войны не было плюшевых мишек, машинок, магазинных ружей и пистолетов. Делали луки из веток вишни, стрелы – из камыша.
Изготавливали и опасные игрушки-поджиги из медных трубок в виде пистолетов и ружей. Набивали их порохом, кусочками свинца или шариками, поджигали отверстие в трубке и стреляли.
Такая «забава» заканчивалась иногда печально: трубки разрывались, ранив стрелка и окружающих.
Ели все, что поймали и нашли
Голод был постоянным спутником жизни детей как в годы войны, так и впослевоенное время. Голод заставлял их искать всё, что было пригодно для еды.
Похлебка из лебеды, «кизелеки» – козлобородник, «заячье ушко», «китики» – цветы акации, «чай-молочай» – мягкий осот. Молодые головки мака полевого, семена мака огородного, конопли.
Мака как сорняка было много на огородах. Коноплю выращивали специально во многих подворьях. Ее связывали в снопы, их вымачивали в речках, сушили, били стебли специальными приспособлениями, отдирали волокно, из которого изготавливали мешковину и веревки. Как содержащие наркотики ни мак, ни конопля не рассматривались – о таком применении этих растений не знали.
Думали о том, где достать пищу, топку и одежду, а не чем и как затуманить голову.
Любили дети сладкий корень – солодку, он заменял им конфеты и сахар, а вода, настоянная на кусочках этого корня, – пепси-колу, тархун и прочие современные напитки.
Ходили на разъезд Горький драть грачиные яйца и заодно подстрелить с праща пару грачей, покушать тутовник. Грачи и воробьи дополняли рацион питания детей. С разъезда возвращались на плоских крышах железнодорожных вагонов, и если поезд не останавливался на станции Ея, спрыгивали на ходу около «Чермета», состав замедлял ход.
Ловили рыбу и раков. Реки в то время не были заилены и захламлены, рыбы, раков было много, ловить можно было любыми подручными средствами – выброшенной шалью, занавеской или просто руками.
Много было нераспаханных, целинных полей. На них гнездились тысячи птиц, жили суслики и тушканчики, похожие на маленьких кенгуру и скакавшие на двух лапах. Всего этого уже нет. Суслики тоже шли в пищу. Раскапывали их норы и находили «склады» с утащенным с полей колхозов зерном.
Природа была очень богатой, разнообразной. Сегодня трудно представить, но в станице стволы деревьев окутывали камышом, спасая от зайцев. Охотиться можно было на них, не выходя со двора.
Были и шалости: с колхозной бахчи делали попытки утащить арбуз или дыню. Лакомство манило. От крика сторожа или выстрела солью неслись, не разбирая дороги, не обращая внимания на «кавуники» – траву с маленькими плодами, покрытыми острыми колючками. А все дети вне школы ходили босыми: обувь нужно было беречь, как и одежду.
Одевали детей во что придется, перекраивая одежду взрослых, старые шинели, фуфайки.
Печь топили «жужелкой», кураем, кизяками
Холод – еще один постоянный спутник жизни детей той поры. Дома зимой топили соломой, камышом, кураем, стеблями и корзинками подсолнечника. Кизяки (смесь соломы и навоза) и дрова, если были, использовали только в особых случаях – для выпечки хлеба.
Соломой и камышом особенно не натопишь. Тепло уходило быстро, и к утру в доме вновь была минусовая температура.
Дома в станице в основном были под камышовыми крышами. Окна со ставнями – для сохранения тепла. В каждом доме стояла русская печь, сооружение, над которым было маленькое помещение, где можно было только лежать и сидеть. Дом остывал, а на печи сохранялось тепло от нагретых кирпичей. Как правило, там спали дети и старики.
В обязанности детворы входило добывать топливо, камыш, курай, сухую траву, щепки. «Добывали» иногда и уголь. По железной дороге шли составы. На станциях они заправлялись водой, углем и освобождались от «жужелки» – шлака угля. Копаясь в этом шлаке, дети находили кусочки несгоревшего угля: принести домой кусочки драгоценного антрацита было большой удачей.
Камыш добывали, как только речку сковывало льдом. Сбивали его лопатами, палками и носили домой. Участки камыша иногда делили между дворами. Солому привозили с колхозных полей.
Стебли и корзинки подсолнечника – топливо более серьезное.
Так как относительно тепло было только в доме, то появившихся на свет телят и ягнят держали рядом с собой. В тесноте да не в обиде.
Роскошью были керосиновые лампы (дорогой керосин не всегда был в сельпо). Для освещения использовали лучины, масляные фитили. Ловили светлячков, клали их в банки – хоть какое-то свечение было.
Электрический свет в станице появился в пятидесятые годы, дизели с генераторами были установлены на месте нынешней редакции «Сельской газеты», и нам, мальчишкам, доставляло удовольствие закачивать рычагами воздух в ресиверы, которые служили для завода двигателей.
Воду использовали для питья родниковую, хозяйственных нужд – колодезную, стирки – дождевую, так как она менее жёсткая, собирали ее в бассейны – у кого были или в другие емкости. Потом, после сооружения и пуска скважины, недалеко от дизелей, где располагается пожарная часть, начали выдавать талоны на два ведра артезианской воды в день. Но воду нужно было ёще донести домой на коромысле, не расплескав, а эта обязанность часто ложилась на детей.
Разновозрастные ученики
Дети войны не только играли и трудились, но и учились. Классы формировались не всегда по возрасту. Многим не пришлось пойти из-за войны в школу вовремя, кто-то пропустил годы учебы по этой причине. Разница в возрасте могла быть в классе между учениками и на три, и на четыре года.
Школы тех лет конечно же нельзя сравнить с сегодняшними. Но главное – хотели учиться и хотели учить. Мероприятия организовывали не по указке сверху, а по вдохновению и велению души.
Помню первую детскую «ёлку» в школе. Вместо лесной красавицы – сухая яблоня, но как её украсили! Все игрушки были сделаны руками учителей и учеников – вырезки из бумаги, цветы и разные украшения из стержней подсолнечника, разукрашенная скорлупа яиц.
Детдомовцы
После войны осталось много детей-беспризорников. С вокзалов и подворотен их помещали в детские дома. В Новопокровской детдом располагался в нынешнем здании детского сада № 2 на улице Первомайской. Дети, которые потеряли родителей и претерпели все лишения войны и послевоенных лет, были очень дружны. Не дай бог тронуть или обидеть детдомовца – на защиту становились все его товарищи.
Послесловие
Дети войны очень много времени проводили вместе, на улице. Свежий воздух, постоянный труд, подвижные игры, общение друг с другом, умение терпеть лишения вырабатывали у них чувство коллективизма, делали их здоровыми физически и нравственно.
Многие из моих сверстников, с кем я делил трудное, но по-своему радостное детство, уже умерли, другие встречаются, вспоминают друзей, былое, думают о будущем, участвуют в общественной жизни района, занимаются патриотическим воспитанием подрастающего поколения.