Композитор Г. Пономаренко интуитивно чувствовал своё предназначение на этой земле
Песни Григория Пономаренко уже давно стали народными. Затянет за праздничным столом зычный мужской голос: «Ивушка зелёная, над рекой склонённая...» - и все подхватят: «Ты скажи, скажи, не тая, где любовь моя...».
Мало кто знает, что «Я назову тебя зоренькой», «Оренбургский пуховый платок» - это тоже песни Пономаренко, но каждый влюблённый своей возлюбленной скажет: «Я назову тебя звездочкой, только ты дольше свети» или загрустившая молодица запоёт: «Я его вечерами вязала для тебя, моя добрая мать...» - и в душе разольётся тепло от дорогих сердцу воспоминаний.
Двадцать с лишним лет жизни и творчества Григория Пономаренко на Кубани дали нам, её жителям, бесценное песенное богатство! В его песнях - необыкновенная простота, душевность, любовь.
Неожиданно трагически оборвалась жизнь талантливого человека рождественским днём в 1996 году. Возможно, прав был его соавтор - поэт С. Хохлов, написавший тогда: «Он шёл на зов звезды в тумане, и плача сердцем, и греша. Над степью светлою Кубани взлетела светлая душа».
Библиографы Григория Пономаренко пишут, что он был посланником свыше. Какой редкий дар – интуитивно чувствовать своё предназначение на этой земле! Из книги Ильи Петрусенко узнаю, что в пятилетнем возрасте Гриша тайком доставал спрятанную в сундуке гармонь своего дядьки и самостоятельно обучался игре. Нажимая на кнопочки, на слух подбирал знакомые песни. А в шесть лет мальчик удивил всех умением играть - да так, что вся свадьба лихо плясала под его аккомпанемент. Конечно же, такое присуще только необыкновенно одарённому человеку.
Проникновенные мелодии всех песен обычно рождают фантастический образ человека, создавшего произведения. Но как не похожи были эти образы - в мыслях и наяву.
...Это были 80-е годы прошлого столетия. Песни Г. Пономаренко постоянно звучали по радио, на концертах, танцплощадках. Я находилась на лечении в Горячем ключе. Клуб санатория был невелик. Сцена почти сливалась с залом. Массовик объявил, что вечером на встречу с курортниками приедет Г. Пономаренко. Зал был переполнен зрителями. На сцену вышли композитор и его солистка Вероника Журавлёва. Широкая, открытая улыбка, непринуждённое общение с залом, песни, доходящие до самых глубин души... Григорий Пономаренко был очень просто одет, и походил на деревенского гармониста.
Весь вечер Пономаренко с Журавлёвой воспевали «зорьку золотую» «землю всю в наряде цветном», «волгоградскую берёзку», «русскую метелицу», «гармонь голосистую».
Григорий Фёдорович откровенно рассказывал о себе, друзьях, гастролях в годы войны, об огромной любви к творчеству Есенина, Блока и песнях, написанных на их стихи.
А уж когда он с солисткой пел, то, казалось, что растворялся в мелодии. Пела его душа.
Звенят и теперь над Россией, над дорогой Кубанью песни, подаренные нам Г.Ф. Пономаренко. В них – душа его беспокойная, взывающая к людям о том, чтобы мы не обижали в этой жизни друг друга, любили свою землю и радовались новому дню.