Запомнить меня

Активисты ОНФ предложили Минпросвещения и Роспотребнадзору вернуться к проблеме неподъемных школьных портфелей

Активисты ОНФ предложили Минпросвещения и Роспотребнадзору вернуться к проблеме неподъемных школьных портфелей

Вместе с активистами регионального штаба ОНФ и краснодарскими родительскими организациями Депутат Госдумы, член центрального штаба ОНФ Наталья Костенко провела контрольный замер веса ученических ранцев в лицее №48 г.Краснодара. Согласно результатам взвешивания рюкзаков 13 учеников первых классов в 40% случаев не было допущено перевеса. Вес самого ранца соответствовал нормативам только в трех случаях. Средний вес школьных ранцев составил 2,5 кг.

Что превышает ограничения, предписанные в 2017 г. Роспотребнадзором в качестве требований безопасности, предъявляемых к учебным изданиям и ученическим портфелям.

Так комплект учебников, который несет в школу ученик не должен превышать - 1,5 кг (1-2 класс), 2 кг (3-4 класс), 2,5 кг (5-6 класс), 3,5 кг (7-8 класс) и 4 кг (9-11 классы), а сам портфель должен превышать по весу для школьника начальных классов 700 грамм, а для старших классов 1 кг. Таким образом, максимальный вес ранца с учебниками для первоклашки в день не должен превышать 2,2 кг.

Однако, данные требования, как выяснилось, повсеместно не соблюдаются. Больше всего страдают ученики начальной и средней школы, а именно со 2 по 8 классы.

Результаты предварительного исследования подтвердили данные, присланные в адрес депутата родителями, жалующимися на непосильную нагрузку, которую в прямом и переносном смысле несут современные ученики. В среднем вес портфеля учащегося сегодня составляет от 5 до 6,5 кг. При том, что сам ученик может весить 25-35 кг.

Причины были обсуждены на круглом столе со специалистами Роспотребнадзора, Прокуратуры, Минздрава, Минобразования края, а также учителями школ и родительским сообществом. В результате, было выявлено несколько проблем, способствующих «перевесам» школьных рюкзаков.

Во-первых, конкуренция между разработчиками школьных программам по разным предметам и производителями учебной литературы привела к тому, что к одному учебнику теперь как минимум прилагается рабочая тетрадь размером с учебник, а также еще ряд пособий. Например, к математике для начальной школы теперь нужно носить учебник, рабочую тетрадь, тетрадь для выполнения заданий, а также различные справочники и задачники. А комплект по английскому языку входит 5 наименований учебных пособий, которые требуется носить одновременно. Предмет «Окружающий мир» включает также ряд пособий: учебник, рабочую тетрадь, книгу тестов и атласы. Кроме того, появились учебники и вспомогательные пособия к предметам, для которых раньше в принципе ничего кроме тетради или альбома не требовалось, например, по музыке, по технологии, по рисованию и даже по физкультуре.

Во-вторых, процесс формирования расписания в школах не настроены на учет требований Роспотребнадзора и распределение нагрузки учебной литературой, которую нужно носить каждый день. Учителя также не дают рекомендаций и не строят учебный процесс таким образом, чтобы максимально разгрузить школьные ранцы, не дают рекомендаций, какие именно пособия понадобятся на следующем уроке. Нельзя забывать, что кроме учебников дети несут в школу сменную обувь, а также одежду на физкультуру.

В-третьих, «перегруз» учебниками во многом связан с перегрузом расписания уроками. Согласно СаПиНам, для учащихся начальной школы количество уроков не должно превышать 5, для учеников 5-6 класса — 6, а для обучающихся 7-11 классов — 7.

Между тем, среднее число уроков для начальников, согласно проведенному мониторингу — 6 уроков (занятия 5 дней в неделю) и 7 (занятия 4 дня в неделю).

В свою очередь, «прегруз» уроками происходит в связи не всегда понятным разделением предметов. Например, вместо русского языка и литературы, сейчас четыре предмета, в том числе - родной язык и родная речь. Естественно учебных пособий, которые нужно носить ученикам в школу в разы больше.

Эта проблема стоит остро не только в России. Но и разные страны по-разному стараются ее решать. Так, к примеру, Великобритания разрешает носить на уроки только учебные тетради, а учебная литература храниться в школах и используется только на занятиях. Япония рекомендовало ученикам оставлять учебники в школьных ящиках, а учителям работать с книжной нагрузкой через составление сбалансированного расписания. В США ограничили вес школьного ранца 10% от веса ребенка. В Индии суды обязывают штаты разрабатывать комплексную политику в этой сфере. В некоторых странах ограничивают назначение домашних заданий — не более 2 предметов. Также активно в последние годы школами практикуется перевод учебников или перечня заданий в электронный вид, что позволяет не носить учебники из школы.

«А потом мы удивляемся, почему дети так ненавидят школу и учителей. У них просто расшатанная психика от учебной нагрузки и физическое истощение организма от перегруза ранцев. Представители Роспотребнадзора согласны с существующей проблемой и признаются, что проводят проверки, как правило, только по жалобам родителей. На следующей неделе в Государственной думе мы обсудим все выявленные проблемы и пути их решения с представителями Минпросвещения и Роспотребнадзором, соответствующее приглашения я уже направила руководителям данных ведомств.

Безусловно, нам нужно выстроить систему постоянного мониторинга и контроля за исполнением санитарных правил. Но без изменения существующей политики Минпросвещения нам изменений не добиться. Для этого, в целях сохранения здоровья наших учеников, безусловно, требуется дополнить раздел стандарта «Требования к условиям реализации образовательных программы начального общего образования» новыми положениями. Указанные нововведения в целях сокращения нагрузки на школьный рюкзак, должны предусматривать возможность хранения и использования части учебных пособий в школах, а также применения учениками электронной формы обучения.

Также, на наш взгляд для обеспечения соблюдения школами нормативов весовой нагрузки школьных ранцев, требуется дополнительная разработка методических рекомендаций школам по формированию школьного расписания с учетом необходимости разгрузки школьных ранцев. Предусмотреть возможность оставлять учебники в школе, где эта возможность есть. Ну и конечно ограничить творческий порыв разработчиков учебников и типографий, их печатающих. Сегодня у нас есть ограничение по весу пособия — не более 300 грамм (1-4 класс), но если в комплект входят 3-5 пособий, то только один предмет может превысить дневную норму веса учащегося начальной школы», - сообщила Наталья Костенко.

 

 

 

Joomla SEF URLs by Artio