Депутат Госдумы Наталья Костенко внесла на рассмотрение парламента пакет законопроектов, направленных против пропаганды, свободной продажи и покупки "веселящего газа" как средства развлечения. В рамках пакета подготовлен проект нового федерального закона "Об ограничении оборота закиси азота в РФ", а также изменения в КоАП и в федеральный закон "О рекламе".
Законопроект "Об ограничении оборота закиси азота в РФ" дает определения видам закиси азота (пищевая, техническая и медицинская), а также сферам их применения. А также предлагает запретить производство, изготовление, закупку, хранение, перевозку, пересылку, распределение в целях сбыта, либо сбыт, пропаганду употребления (в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), распространение информации, содержащей предложения о сбыте закиси азота для ее использования не по назначению (не в медицинских, промышленных, технических, научных целях).
Проект, устанавливающий правила оборота закиси азота и ее использования, не создаст препятствий к использованию закиси по назначению (медицинских, промышленных, технических целях), но позволит надзорным органам своевременно и эффективно применить необходимые меры пресечения распространения газа для ее употребления не по назначению (как средства развлечения).
Для этих целей предлагается дополнить положения КоАП РФ статьей 6.13.1 «Пропаганда закиси азота», где установить административную ответственность за рекламу или популяризацию закиси азота в качестве средства развлечения (в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет")» в виде штрафа для граждан в размере от одной до двух тысяч рублей с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления; на должностных лиц - от 10 тысяч до 20 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 10 тысяч до 20 тысяч рублей с конфискацией рекламной продукции и оборудования либо административное приостановление деятельности на срок до 30 суток с конфискацией рекламной продукции и оборудования; на юридических лиц - от 50 тысяч до 150 тысяч рублей с конфискацией рекламной продукции и оборудования либо приостановление деятельности на срок до 30 суток с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления.
Кроме того, поправками в статью 7 пунктом 10 закона "О рекламе" вводится запрет на рекламу нецелевого оборота закиси азота, а также популяризацию "веселящего газа" как средства развлечения (в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет").
Закись азота - бесцветный негорючий газ (N2O), применяемый в медицине в качестве ингаляционного наркоза в хирургии (в стоматологии, при родах и т.д.), также имеющий широкий спектр применения в различных отраслях промышленности, в том числе, пищевой – для хранения, консервирования пищевых продуктов, пищевой добавки Е942, в качестве пропеллента и упаковочного газа.
Вдыхание закиси азота в небольших количествах приводит к состоянию эйфории, сопровождающегося беспричинным смехом и галлюцинациями. Именно эти свойства закиси азота сделали препарат широко известным в народе как «веселящий газ», его используют продавцы закиси азота, широко пропагандирующие его как средство развлечения в интернете и в местах массового скопления молодежи (ночных клубах и т.д.). Причем, на своих сайтах в интернете продавцы закиси азота активно убеждают в его безвредности, чем вводят потребителей в заблуждение.
Согласно выводам Пермской государственной фармацевтической академии Минздрава РФ (ГБОУ ВПО ПГФА Минздрава России) о губительных свойствах закиси азота при употреблении не по назначению, нецелевое использование закиси азота человеком может привести к необратимым последствиям для его жизни и здоровья: нарушению ритма сердца, недостаточности кровообращения, угнетению дыхания, острой гипоксии и смерти.
В публичном пространстве периодически широкий общественный резонанс получают случаи отравления, а также гибели молодых людей, возле тел которых правоохранители обнаруживают баллоны с закисью азота.
В 2012 году Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека пыталась пресечь попытки продажи в интернете закиси азота и пропаганды, рекламы нецелевого использования «веселящего газа». В информационном письме № 01/10531-12-32 «О мерах, направленных на недопущение распространения для целей, не связанных с потреблением по назначению закиси азота в целях противодействия практике употребления «веселящего газа», Роспотребнадзор указал, что «массовая продажа закиси азота как товара со специфическими свойствами, по определению предназначенного к использованию исключительно для медицинских целей в условиях стационара, а также в технических и промышленных целях, не предполагающих нахождение данного газа в свободном обращении на потребительском рынке, содержит в себе все признаки противоправных, в том числе уголовно наказуемых деяний» и рекомендовал своим территориальным ведомствам выявлять и сообщать в правоохранительные органы о фактах распространения и продажи закиси азота для ее употребления не по назначению.
Но, как правило, расследование таких случаев не приводит ни к каким результатам, так как привлечь к ответственности продавцов за распространение закиси азота как средства развлечения, в силу отсутствия на это прямого законодательного запрета не представляется возможным. Об этом говорит и анализ судебной практики. Суды, соглашаются с надзорными органами в том, что закись азота является специфическим товаром, применяемым в медицинских, технических, промышленных целях и отнесенным к категории одурманивающих препаратов (протоколами Постоянного комитета по контролю наркотиков по состоянию на 1 ноября 2005 г.). Вместе с тем, по причине отсутствия прямого законодательного запрета или ограничения оборота закиси азота, суды не привлекают к административной ответственности продавцов «веселящего газа» за факт его продажи для употребления не по значению.
«Разговоры о решении проблемы свободного распространения закиси азота для целей развлечения велись в Госдуме с 2012 г. Регулирование оборота закиси азота в рамках действующего законодательного поля проблематично, учитывая то, что химический состав закиси азота в существующих ее видах (пищевой, технической и медицинской) идентичен. Целесообразность введения отдельного законодательного механизма регулирования оборота закиси азота, обосновывается также тем, что, закись азота (за исключением медицинской, используемой в ингаляционной анестезии), в отличие от иных одурманивающих препаратов (утвержденным Постоянным комитетом по контролю наркотиков), находится в свободном обращении и широко применяется в хозяйственном обороте, а не отпускается по рецепту. По этой же причине включение закиси азота в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, установленных Постановлением Правительства РФ № 681 от 30.06.1998г., предлагаемое ранее как вариант регулирования данного вопроса, не допустимо, так как может привести к необоснованному ограничению поставок закиси азота как медицинским учреждениям, и так предприятиям промышленности. Мы постарались в пакете законопроектов учесть все проблемные моменты правоприменения и рассчитываем, что он позволит и не создавать трудности при его применении по назначению и поставить жесткий заслон продавцам, которые продают смерть под видом средства для развлечения», - прокомментировала Наталья Костенко.
Законопроект разработан с участием специалистов Минздрава, Роспотребнадзора, Минпромторга, Минюста и МВД.