Запомнить меня

Из чего формируется имидж учителя?

Из чего формируется имидж учителя?

А.А. СоловьеваВ наше время понятие «имидж» употребляется практически во всех сферах жизни. Особенно широкое распространение оно получило в политике, предпринимательстве, шоубизнесе. Также актуален данный термин в образовательном процессе, если речь идет о школе или конкретном педагоге.

Так какой же он, образ современного учителя? Кто или что формирует имидж человека, осуществляющего учебно-воспитательную деятельность? Ответить на эти и другие вопросы мы попросили преподавателя русского языка и литературы, английского языка МБОУ ООШ № 12 А.А. Соловьеву.

- На мой взгляд, - говорит Алла Александровна, - положительное восприятие учителя учениками, коллегами, родителями воспитанников всегда имело очень важное значение, и сейчас, на современном этапе развития системы образования, построение привлекательного образа педагога является неотъемлемой частью требований к представителям нашей профессии.

Вместе с тем мы имеем дело с очень многогранным понятием. Ведь одни оценивают учителя по личностным качествам, на других большее впечатление производит уровень его компетентности, по мнению третьих, приоритетным является творческий и духовно-нравственный потенциал – одним словом, сегодня можно услышать самые разные суждения об имидже педагога.

Попробую объяснить, как я понимаю это определение, и перечислить  ключевые составляющие позитивного образа учителя, опираясь на собственный опыт.

Немаловажную роль, считаю, играет внешний вид. Именно он позволяет создавать первое впечатление о человеке в глазах окружающих. 

Во-первых, учителя должны придерживаться определенных норм в выборе своей одежды, отдавать предпочтение  элегантным, классическим вещам. Категорически неприемлемы джинсы, мини-юбки, декольте. Ведь нельзя забывать, что дети воспринимают педагога как пример для подражания. Особенно девочки внимательны к внешнему облику преподавателя-женщины. От их взгляда вряд ли ускользнет помятая блузка, плохой маникюр или чрезмерная высота  каблука.

В нашей школе нет строгого дресс-кода, но педагогический коллектив всегда выглядит на «5». Считаю, это заслуга директора Людмилы Александровны Орловой. Для своих подчиненных она всегда – эталон стиля, хорошего вкуса и высокой культуры поведения.

Также к внешней части имиджа относятся речь, мимика, темперамент. Учащиеся очень наблюдательные и точно сопоставляют вербальные средства со смысловым содержанием речи педагога. Если они почувствуют фальшь, то учитель рискует подорвать доверие ребят.

Немаловажное значение имеют и моральные принципы, образ жизни педагога, отношения внутри школьного коллектива.

- А как у вас складываются взаимоотношения с детьми, коллегами, семьями учащихся?

- В общении с ученическим коллективом я придерживаюсь демократического стиля руководства, ориентированного на развитие активности детей, достижение общих целей. Ведь сегодня задача школы состоит в том, чтобы не потерять будущие таланты, стимулировать их проявление. Поэтому учителю нужно быть очень внимательным к каждому ребенку, к его особенностям и способностям, проявлять  в равной степени требовательность и уважение к учащимся, уметь выслушать и дать совет, постараться стать другом при всем своем доминирующем положении. Особенно если ты – классный руководитель. Это трудная и важная миссия, но я очень люблю свою работу и своих девятиклассников. Живу их поступками, мыслями, мечтами: мне это интересно.

Отношения с коллегами также выстраиваю на взаимопонимании, взаимоуважении, взаимовыручке. С родителями – в постоянном  контакте, вместе решаем важные воспитательные задачи.

Другая составляющая имиджа, - продолжает моя собеседница, - это стремление к непрерывному повышению профессионального мастерства, овладению прогрессивными технологиями обучения и воспитания. Повышение уровня подготовки педагога происходит за счет курсов, семинаров, мастер-классов, метод-объединений, творческих конкурсов. Но, замечу, эффективность всех этих мероприятий будет невелика без самообразования учителя, интереса не только к своему предмету, но и к смежным областям знаний, а также работы с различными источниками информации, в том числе интернет-ресурсами. 

Умелое пользование информационно-компьютерными технологиями и включение их в учебный процесс не только повышают мою собственную медиакомпетентность (без чего, собственно, немыслимо вообще современное образование), но и способствуют воспитанию самостоятельной, творческой личности, свободно ориентирующейся в условиях глобальной информатизации общества.

Так, в течение ряда лет я преподавала английский язык учащимся 5-9  классов. Уроки строила так, чтобы изучение каждой темы предполагало творческую итоговую работу, то есть проект, созданный с помощью электронных медиа. Такая форма обучения положительно сказывалась на познавательных мотивах учащихся, способствовала лучшему восприятию и запоминанию материалов.

Последние три года веду уроки английского в начальной школе, но методика преподавания предмета также опирается на передовую педагогическую практику и современную образовательную программу, в частности, под редакцией М.З. Биболетовой. Она предполагает многообразие форм работы с учащимися (индивидуальные, парные, групповые, командные), учит младших школьников прислушиваться к мнению других, высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Не исключение и уроки русского языка и литературы. Каждый раз я  планирую их так, чтобы дети могли погрузиться в творческий процесс, по-настоящему увлечься предметом, открыть для себя что-то новое и интересное.

Подводя итог нашей беседы, Алла Александровна отметила:

- Какие бы требования общество ни предъявляло к нашему профессиональному имиджу, какие бы методы обучения мы ни использовали, главное – это желание работать над собой, творить, расти, получать удовольствие от общения с детьми, верить в их успех. Тогда педагог, независимо от своего пола, возраста, наличия или отсутствия привлекательной внешности, будет пользоваться заслуженным авторитетом, а школа – гордиться своими кадрами.

Фото А. Толстых.

Joomla SEF URLs by Artio