В январе текущего года коллектив СОШ № 2 станицы Новопокровской принял на работу учителя истории и обществознания, и ряды педагогических кадров общеобразовательного учреждения пополнились еще одним молодым специалистом. За каждым из пятерых новоиспеченных преподавателей закреплен наставник из числа опытных коллег, который оказывает помощь в адаптации к новой трудовой среде и профессиональном становлении.
А как вообще в школах района обстоят дела с обеспеченностью педагогическими работниками и много ли молодых учителей, получив специальность, остаются работать по профессии в сельской местности?
Рассказывает главный специалист управления образования Наталья Владимировна Оськина:
– В Новопокровском районе 18 дневных общеобразовательных учреждений, в которых трудятся 303 педагога. Из них моложе 25 лет – 12 человек; в возрасте 25–29 лет – 17; 30–34 года — 25; 45–54 года – 121; 55–59 лет – 84; 60–65 и более лет – 28 человек.
Удельный вес работников пенсионного возраста в школах – 17,6% (35 место в крае). Самый высокий процент в Кореновском районе – 29,5 (первое место в крае).
Обеспеченность педагогическими кадрами в школах на сегодняшний день составляет 100%. Вакансий нет. Потребность в кадрах на 2020 год составляет 4 человека.
– Могут ли выпускники 11-х классов района обучаться в педагогических вузах по целевому направлению? И как это способствует притоку молодых кадров?
– В районе проводится работа по организации целевого приема и обучения выпускников общеобразовательных учреждений по направлениям подготовки на педагогические специальности.
Ведь привлечение и закрепление молодых учителей в школе – приоритетное направление кадровой политики в системе образования муниципалитета.
В 2016 году в педагогические вузы поступило 16 выпускников, из них по целевому договору – 5 человек.
С 1 сентября 2016 года в систему образования района после окончания профессиональных учебных организаций пришли работать 8 молодых педагогов, в 2015 году – 6.
В 2017 году планируется заключить 4 целевых договора (с выпускниками СОШ № 1, 5, 9, 20) на обучение в педагогических вузах Краснодарского края.
Также для выпускников Центром занятости населения проводятся ярмарки вакансий учебных мест. Ребята получают возможность встретиться с представителями различных учебных заведений, в частности педагогических, ознакомиться с условиями обучения.
В нынешнем учебном году 16 учащихся 11-х классов, планирующих поступать на педагогические специальности, по инициативе управления образования посетили дни открытых дверей в Армавирском педагогическом университете.
Конечно, хотелось бы, чтобы количество молодых специалистов увеличивалось, чтобы, окончив педагогические вузы и колледжи, выпускники возвращались в школы района.
– Как привлечь молодежь к учительской профессии?
– Необходимо повышение престижа и общественной значимости профессии педагога. В школах должны создаваться условия творческого саморазвития и самореализации молодого специалиста, работать наставничество более опытных учителей. Немаловажную роль, конечно, играют заработная плата и меры социальной поддержки.
– От чего зависит размер заработной платы?
– От стажа работы, уровня квалификации, возлагаемой нагрузки. Немаловажны личные достижения в профессиональной деятельности, высокие показатели в обучении учащихся. Школе нужны квалифицированные кадры, хорошо владеющие своим предметом, способные применять современные педагогические технологии, обеспечивать качественное образование.
– Как педагоги повышают свой профессиональный уровень?
– Проходят курсы повышения квалификации, участвуют в работе региональных, зональных методических семинаров. На муниципальном уровне регулярно проводятся методобъединения учителей-предметников и директоров школ. Также наши педагоги принимают активное участие в краевых конкурсах профессионального мастерства.
Высшую квалификационную категорию на сегодняшний день имеют 50 педагогов, первую — 106 человек.