В советское время комсомол был авангардом молодежи: организовывал ее на трудовые подвиги – посылал на сооружение в восточных районах новых заводов, гидроэлектростанций, угольных шахт, рудников и других предприятий, а также – железных дорог. Об одной такой участнице великой стройки, а именно Казахстанской Магнитки, Вере Гавриловне Дрокиной, в девичестве Новоскольцевой, и хочу рассказать.
Жила Вера Новоскольцева в станице Константиновской Курганинского района. Закончив семилетку, устроилась разнорабочей в местный колхоз «Кубань».
В один из майских дней 1957 года в хозяйство приехал представитель райкома ВЛКСМ, с ним был еще человек. Как потом выяснилось, он прибыл из Северного Казахстана. Фамилия его – Сучков.
В клубе собрали всех комсомольцев колхоза, Сучков выступил перед молодежью, рассказал о большой стройке металлургического комбината в городе Темиртау, что в Северном Казахстане.
Вера Гавриловна вспоминает:
– Молодые люди слушали его внимательно, задавали вопросы. По окончании речи Сучков попросил подойти к нему записаться и ехать в районный центр – Курганинск за получением комсомольских путевок. Желающих работать на комсомольской стройке оказалось много. Ждать автобус не стали и пошли в райком ВЛКСМ за 17 километров пешком. Придя туда, нас ожидал неприятный сюрприз – ни у кого не оказалось паспортов: в то время их колхозникам не выдавали. Тогда первый секретарь райкома ВЛКСМ позвонил в паспортный стол милиции и попросил срочно выдать нам документы. Мы бросились туда. Там нас всех сфотографировали, отдали на руки сырые карточки, мы их сушили, неся в руках, и получили желанные паспорта.
Радостные вернулись в родную станицу. Собрались в дорогу и поездом выехали в Краснодар, где формировался эшелон из добровольцев-комсомольцев для отправки на стройку. Нам оформили комсомольские путевки и выдали подъемные.
На другой день составленный поезд двинулся по назначению. Большой город остался позади… В вагонах творилось невообразимое… Все были радостные, возбужденные – пели под гитары и гармошки, плясали.
Через Москву наш эшелон не пустили. Столица готовилась к Всемирному молодежному фестивалю. Поехали окружным путем через Рязань. И вот конечная станция – Караганда. Приехавших пересадили в автобусы и повезли в Темиртау. При подъезде к стройке нас поразило обилие палаток. Нам повезло – заселили в новые общежития и предоставили трехдневный отдых.
Начались трудовые дни. Разбили по бригадам. Наша была полностью кубанской. Предложили учиться разным профессиям. Сначала мы пожелали быть шоферами, а потом передумали – стали учиться на штукатуров-маляров.
Обучались прямо на рабочих местах, а экзамены сдавали в учкомбинате. Нашим мастером-наставником был Эммануил Андреевич (немец), а вот фамилию запамятовала. Был он мастер золотые руки. Под его опекой я сдала на пятый разряд.
Получив специальность, – продолжает говорить ветеран Дрокина, – наша кубанская бригада из 28 девушек штукатурила мартеновские печи, производственные и жилые помещения, дома.
Посылали нас на самые ответственные объекты. Называли патриотами. О нас часто писали в журнале «Смена–2», в местной газете. Переписывались мы с солдатами – знакомились заочно.
Они потом приезжали на стройку к своим возлюбленным, создавали семьи.
Со своим суженым Борисом Григорьевичем Дрокиным я встретилась на танцах. Он оказался тоже кубанцем из станицы Новопокровской. Работал на стройке укладчиком шамотного кирпича.
Через несколько месяцев мы зарегистрировали брак.
В 1962 году молодожены – комсомольцы Дрокины вернулись на Кубань по месту жительства мужа. Вера Гавриловна работала по специальности – сначала на строительстве сахарного завода (ныне ОАО «Викор»), потом участвовала в строительстве маслосырзавода, Еянского элеватора, трудилась на отделке районной администрации.
Наша героиня с мужем воспитала две дочери и сына. Она ветеран труда, ее стаж – более 40 лет, награждена многочисленными почетными грамотами и благодарственными письмами.
Вера Гавриловна любит вспоминать свою комсомольскую юность и с гордостью о ней рассказывает детям и внукам.