Запомнить меня

Молитва памяти павших

Молитва памяти павших

Создатели передачи «Минута молчания» написали «Молитву памяти павших». Когда она прозвучала по радио, во многих театрах Москвы были прерваны спектакли. По стране у уличных репродукторов стояли толпы. Останавливались автобусы и троллейбусы. Люди выходили и присоединялись к слушающим. Молитва тронула сердца миллионов людей.

«Близится очередной День Победы. Очередные торжества. Марш Бессмертного полка и парад. В связи с этим с необычной просьбой обращаюсь к вам. Если сможете, опубликуйте текст Молитвы у Могилы Неизвестного Солдата, которую на радио когда-то зачитала Вера Енютина. Кто автор молитвы, не знаю. Это будет лучшей данью памяти моему отцу, Козину Игнату Леонтьевичу и многим другим, бесследно сгинувшим на фронтах Великой Отечественной войны».

А. Козин, ст. Новопокровская.

Письмо Анатолия Игнатьевича Козина побудило нас к поиску первой советской молитвы, с которой начался ритуал поминовения героев войны «Минутой молчания». Не так-то просто было найти первоначальный вариант. Текст неоднократно подвергался корректировке.

В ходе поисков «Молитвы» удалось узнать интересную историю создания «Минуты молчания» и ее судьбу. Предлагаем первозданный текст советской поминальной молитвы и рассказ о переживаниях творческого коллектива советских тележурналистов.

Первая минута молчания

Читают Вера Енютина и Юрий Левитан. Прогрмма была показана по центральному телевидению 9 мая 1965 года.

С 1948 по 1965 год День Победы был рабочим днем. Только потом он снова стал отмечаться на государственном уровне. Нужно было разработать какие-то ритуалы празднования, приемлемые в атеистическом государстве. Понятно, что открыто говорить о поминовении погибших было невозможно, но у людей была потребность выражения своих чувств не в партийных лозунгах, а в молитве.

Так возникла торжественная передача «Минута молчания», которая ежегодно с 9 мая 1965 года транслировалась по Центральному радио и телевидению как дань уважения подвигу советского народа в войне и памяти погибших. В своих воспоминаниях диктор И. Казакова, одна из создателей передачи, рассказывает, с каким трудом шла работа. «Минуту молчания» создавали фронтовики Н.Месяцев, А.Ревенко, А.Хазанов, режиссер фронтового театра Екатерина Тарханова, дети войны – Светлана Володина, первые воспоминания которой были связаны с фашистской тюрьмой, куда она попала с матерью, военным хирургом. А также Наталья Левицкая и десятки людей разных поколений: музыкальные редакторы, ассистенты режиссера, помощники режиссера, кино- и телеоператоры, декораторы, художники, рабочие студии – все те, кто пережил и помнил и фронтовые дороги, и голодные дни, и холодные ночи тыла, и совсем молодые, чье трепетное отношение к памяти павших вошло незримо в нашу передачу. Они вкладывали в нее всю душу.

Из воспоминаний И. Казаковой: «Ждали текста. А он не писался. Выковывался. Страничка с небольшим литого слова. Это должна была быть молитва. Естественно, светскими словами. Режиссер боялась театрального прочтения текста и перед тем, как предложить прочитать его малоизвестному диктору Вере Енютиной, задала вопрос: «Вера, ты можешь молиться»? Та ответила: «Не знаю, попробую»…

Голос Юрия Левитана: «Слушайте Москву! Слушайте Москву!» Тревожно-торжественные звуки метронома приковывали внимание. «Слушайте Москву!» Из-под чеканки метронома выплывали тихие звуки «Грез» Шумана.
«Товарищи! – сказала Енютина так, что сердце упало. – Мы обращаемся к сердцу вашему. К памяти вашей. Нет семьи, которую не опалило бы военное горе…» Звучала молитва, и если человек шел, он останавливался, замирал и не мог оторваться от голоса молящейся. Мы сидели в аппаратной студии «Б» на Шаболовке: Светлана Володина, Николай Николаевич Месяцев и я. Еще не отзвучали последние аккорды передачи, как я услышала рядом с собой рыдания. Закрыв лицо платком, не стесняясь нас, плакал Николай Николаевич. Впервые в жизни я видела, чтобы зарыдал мужчина. И мы не скрывали своих заплаканных лиц. Это были святые слезы...

Текст наложили на классическую музыку. В Минуту молчания в эфире вплели перезвон кремлевских колоколов, исполняющих мелодию траурного марша «Вы жертвою пали». Фонограмма складывалась как торжественная литургия. Молитва и музыка сливались с огнем в волнующее до глубины души триединство...

С тех пор прошло много лет. Новое руководство бесконечно перекраивало текст и корректировало «Минуту молчания». Эмигрировала за границу Вера Енютина. Ее голос с магнитной пленки исчез мгновенно. Текст молитвы попросили прочитать Юрия Левитана. Но для молитвы его голос не подходит. . Когда умер этот великий диктор, «Минута молчания» перешла к Игорю Кириллову.

Минута Молчания

Текст читает Игорь Кириллов.

 
 
Joomla SEF URLs by Artio