В структуре основного государственного экзамена произошли изменения
Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) утвердил изменения в основной государственный экзамен 2020 года. Теперь у выпускников 9-х классов будут проверять не только знания по основным предметам школьной программы, но и умение их применять, сообщает «Российская газета».
Какие нововведения коснулись структуры экзаменационных работ и что важно учесть педагогам и учащимся на этапе подготовки к ОГЭ, — рассказала главный специалист управления образования Ирина Чванова:
– Математика. В контрольно-измерительный материал (далее – КИМ) добавлен новый блок практико-ориентированных заданий 1–5. Исключены задания 2 (табличная задача), 5 (график реальной зависимости), 7 (задача на проценты), 8 (диаграмма), 15 (практическая задача по геометрии).
Допускается использование на экзамене линейки для построения чертежей и рисунков, не содержащей справочной информации, справочных материалов с основными формулами курса математики образовательной программы основного общего образования.
Русский язык. Изменены количество заданий с 15 до девяти и первичный балл за выполнение экзаменационной работы с 39 до 33. Сохранены задание 1 (изложение) и альтернативные задания (9.1; 9.2; 9.3), система оценивания ответов. Изменилась жанровая специфика текста для изложения. Предполагается выполнение экзаменуемым различных видов анализа языкового материала (семь заданий в части второй). Задания 2–5 проверяют умение выполнять орфографический, пунктуационный, грамматический анализы.
Разрешено пользоваться орфографическими словарями, позволяющими устанавливать нормативное написание слов.
Обществознание. Количество заданий изменилось с 31 до 24, первичный балл – с 39 до 35. Снято разделение заданий по частям на основе формы записи ответа. Добавлены задания с кратким ответом двух типов. Задание на различение фактов и мнений в социальной информации исключено из работы. Включены три задания с развернутым ответом. Сокращено с шести до четырех задание мини-теста по тексту. Усилена аналитическая составляющая КИМ.
Большинство заданий требует анализа практических ситуаций, умений рассуждать, объяснять, аргументировать, выражать свое мнение с опорой на факты, личный социальный опыт и обществоведческие знания.
История. Модель КИМ соответствует линейной системе изучения истории на основе историко-культурного стандарта и единого учебника. Сохранены некоторые задания в прежнем варианте. Добавлены задания на работу с исторической картой, установление причинно-следственных связей. Увеличено число заданий на основе визуальных источников исторической информации. Расширен спектр аналитических заданий.
Информатика. Общее количество заданий в экзаменационной работе сокращено до 15. Расширен набор заданий, выполняемых на компьютере, с целью проверки практических умений и навыков учащихся. Включены новые задания на поиск информации средствами текстового редактора или операционной системы, анализ содержимого каталогов файловой системы, создание презентации или текстового документа.
Биология. Произошло сокращение количества заданий с 32 до 30. Первичный балл изменен с 46 до 45. Значительную переработку претерпело последнее задание.
Физика. По сравнению с предыдущим годом, общее количество заданий в экзаменационной работе уменьшено с 26 до 25. Максимальный балл за выполнение всей работы увеличился с 40 до 43. Заданий с развернутым ответом стало шесть вместо пяти. В задании 2 надо распознать законы и формулы, в задании 4 — объяснить физические явления и процессы, задания 5–10, которые ранее были с выбором одного верного ответа, теперь предлагаются с кратким ответом в виде числа. Задание 23 – расчетная задача повышенного уровня сложности, решение которой оценивается максимально в три балла.
Изменились требования к выполнению экспериментальных заданий: обязательным является запись прямых измерений с учетом абсолютной погрешности.
География. В экзаменационные испытания включен мини-тест из трех заданий (27–29), нацеленных на проверку умений работать с текстом географического содержания. Изменилась форма записи ответов в некоторых вопросах.
Первичный балл уменьшен с 32 до 31. Продолжительность ОГЭ по географии увеличилась до 2 часов 30 минут.
Литература. Введена дополнительная тема сочинения в части второй. Все темы 2.1–2.5 формулируются по творчеству тех писателей, чьи произведения не были включены в часть первую, что обеспечивает более широкий охват элементов проверяемого содержания. Введены критерии оценки практической грамотности (максимально шесть баллов), что привело к увеличению максимального количества баллов за всю работу с 33 до 39.
На ОГЭ по литературе теперь разрешено пользоваться орфографическим словарем для проверки написания и уточнения лексического значения слов.
Английский язык. Согласно структуре нового КИМа, всего выпускникам на ОГЭ по данному предмету предстоит выполнить 35 заданий (с коротким и развернутым ответами), за которые можно будет набрать максимально 68 баллов (53 за письменную и 15 за устную части). Изменения внесены в задания разделов «Задания по чтению», «Задания по говорению».
В устной части ОГЭ по английскому языку важным критерием будет пункт «Решение коммуникативной задачи». Если экзаменуемый получает ноль баллов, то все третье задание устной части также оценивается в ноль баллов.
Подробнее узнать, как будут выглядеть КИМы для проведения в текущем году ОГЭ по основным предметам, можно узнать, ознакомившись с демоверсиями контрольных измерительных материалов на информационном портале ФИПИ.