Социологи исследовательского холдинга Ромир спрашивали мужчин, какие подарки на 23 февраля доставили им удовольствие, а какие раздражали или удивляли. Главные вывод социологов можно было сформулировать в одном совете: не хотите довести "настоящего мужчину" до точки кипения - не дарите ему на 23 февраля носки. И открыток не надо, и цветов. Бесят они ваших "защитников" - так, что от них самих приходится потом защищаться.
Самыми лучшими подарками на 23 февраля мужчины считают мобильный телефон (его назвали восемь процентов опрошенных), ноутбуки и планшеты (шесть процентов). И просто деньги - тоже шесть процентов. Настоящий мужчина всегда сообразит, на что их лучше потратить. Семь процентов суровых рыцарей проявляли себя с романтической стороны и упоминали незабываемые свидания, ужины при свечах и прочее. Четыре процента радовались полученным в подарок наручным часам, три процента - бритвенным принадлежностям, два процента - туристическим поездкам.
Некоторым мужчинам есть что вспомнить: например, полученный в подарок автомобиль или мотоцикл. Но сгодится и что-то более скромное. Например, хороший парфюм, различные инструменты для строительства и ремонта, камеры и фотоаппараты, книги, а также ружья и ножи (в последнем случае главное - не забыть взять с одариваемого копейку, а то примета плохая). Некоторые респонденты сказали социологам, что самым лучшим подарком стало знакомство в праздник с будущей женой или рождение дочери. Кое-кому преподнесли редкую гитару, арбалет, ремонт в квартире, хоккейную форму, катание на снегоходе. Одного из опрошенных в этот день наградили орденом.
Но были и те, кому крупно или по мелочи не повезло. Видимо, во многом к этому приложили руку так называемые "маркетологи". Если пройти перед праздником по крупным магазинам, предлагающим на выбор подарки к 23 февраля, то образ настоящего мужчины становится каким-то странным. По мысли продавцов, это человек, не имеющий ни трусов, ни носков, одержимый перхотью, готовый пить сомнительный алкоголь, носить майки с аляповатыми "принтами" и цитатами из бородатых анекдотов, пользоваться парфюмом, от которого "мухи дохнут" и вдобавок ко всему резать колбасу перочинным ножом и постоянно сидеть в сауне, нахлобучив дурацкую фетровую шапку. Он к тому же любитель камуфляжной расцветки буквально во всем - от чайной кружки до домашних тапочек.
Видимо, реклама и маркетинг сделали свое черное дело - кто-то эти подарки приобрел и вручил. В итоге, как выяснили социологи Ромир, четверо из пяти россиян хоть раз да получали такие презенты, от которых на некоторое время впадали в ярость или оторопь. Самое большое негодование вызывали у "защитников Отечества" подаренные к празднику носки. Об этой обиде поведал каждый восьмой (13 процентов). Пять процентов ненавидят открытки, четыре процента - цветы, два процента - трусы в качестве сувенира на 23 февраля.
В рейтинге "идиотских подарков" фигурировали компостер, почетная грамота от предприятия, клизма (!), плюшевый мишка, кастрюля, наряд вне очереди, курительная трубка для некурящего и пепельница человеку, бросающему курить, крем для бритья обладателю густой бороды. Двое респондентов вспомнили, что вместо 23 февраля их поздравили с 8 марта, а кому-то даже вручили в подарок женские духи.
Фантазия дарителей безгранична. Респондентам, по их словам, вручали на 23 февраля ремень в два раза длиннее объема талии одариваемого, подбородник для скрипки, накладки на педали авто и запасное колесо для машины. Самыми печальными подарками были признаны хомячок, который так и не дожил до вручения и в итоге умер, и уход жены из семьи ровно 23 февраля.
Тем не менее, мужчины по-прежнему ждут и самого праздника, и презентов. Более половины россиян (51 процент) считают, что 23 февраля - это праздник всех российских мужчин, а не только "военных", хотя этой точки зрения и придерживаются 27 процентов респондентов. Три четверти (75 процентов) жителей России сходятся во мнении, что 23 февраля с праздником нужно поздравлять всех мужчин.
Хотя бы потому, что мужчины достойны отдельного праздника. Их любят, ими гордятся, на них в трудную и не очень трудную минуту надеются. За что любят и почему гордятся? Этот вопрос прояснили социологи Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в ходе специального опроса российских женщин. В нем приняли участие 869 дам из 138 населенных пунктах 46 регионов РФ. Оказалось, что для современной россиянки внешность в мужчине - не главное. С лица, в конце концов, воды не пить. Гораздо важнее надежность, доброта и ум.