За круглым столом в редакции «Сельской газеты» собрались руководители поселения, организаций, предприятий, чтобы обсудить «коммунальную» проблему.
Участники круглого стола:
- Валерий Алексеевич Горшалёв, собственник жилья в поселке сахарного завода, автор письма в редакцию;
- Максимилиан Валерьевич Горшалёв, депутат Совета МО Новопокровский район.
- Администрация Новопокровского сельского поселения:
- Александр Викторович Свитенко, глава администрации;
- Леонид Эвальдович Василенко, директор МУ «Имущество».
- ООО «Новопокровские тепловые сети»:
- Виктор Алексеевич Курочкин, генеральный директор;
- Сергей Сергеевич Шумилкин, главный инженер;
- Александр Сергеевич Коротков, начальник ПТО;
- Олег Александрович Левашов, инженер по сбыту.
- ООО «Управляющая компания жилищного фонда «ВЫСЕЛКИ»:
- Марина Борисовна Захарова, генеральный директор;
- Андрей Игоревич Гуров, управляющий директор;
- Сергей Александрович Бабушкин, начальник производственного участка.
Причиной встретиться в кабинете редакции послужили два материала, опубликованные в районке в прошлом году. Напомним, в конце ноября корреспондент Анна Ивановская со специалистами побывала в «холодных» домах, адреса которых в постах группы «СГ» на сайте «Одноклассники» указали жители микрорайона. После обстоятельного исследования проблемы, анализа причин создавшейся ситуации был опубликован материал: «У вас холодно? Тогда мы идем к вам...» Но вскоре после этого в редакцию пришло письмо от Валерия Алексеевича Горшалёва, которое было опубликовано в газете 25 декабря «У нас так же холодно».
Комментируя письмо, редакция предложила собраться за круглым столом собственникам квартир, «теплосетям», администрации поселения и совместно обсудить проблему и, как предложил автор, «услышать реальные предложения специалистов, основанные на инженерных изысканиях и расчетах», чтобы определить алгоритм действий в решении проблем.
Главный редактор «СГ» Жанна Гаплевская положила начало разговору, пояснив, что в ходе совместной дискуссии необходимо привести к общему знаменателю различные точки зрения на сложившуюся ситуацию и добиться определенного единства в этом вопросе.
Не отягощая мероприятие долгой подводкой к теме, Жанна Чабовна предложила автору письма задавать конкретные вопросы, а руководителям и специалистам – напрямую отвечать.
В.А. Горшалёв:
– История давняя. Тепла как не было в домах, так и нет. Существует ли проект централизованных теплосетей для теплоснабжения многоквартирных домов и проект внутридомовых теплосетей и приборов отопления? Кто в районе обязан и должен заниматься этим?
В.А. Курочкин:
– Прежде чем ответить, сделаю несколько замечаний по опубликованному в газете письму. Мне в изложении проблемы уделили слишком много внимания. В 80-е годы я работал руководителем «Транссельхозтехники», а мне ставят в вину порушенное коммунальное хозяйство. В то время я не знал, что такое «коммуналка»... Не нравится мне слово «менеджер». Я не менеджер, а руководитель. 39 лет руководитель! Начало безобразию было положено до того, как я стал руководителем «теплосетей». Все делали то, что хотели, что и привело к нарушениям... Прежде чем приступить к строительству, устанавливается генеральный план, а затем начинают сооружать объекты. Сахарный поселок строился для обеспечения жильем специалистов. Хаотично дома не могли возводить. Проект есть! Его делал проектный институт. Все работы проведены в соответствии с тем, как установил институт... В микрорайоне долгое время ничего не делали, поэтому и имеем то, что имеем. Мы подаем тепло, но в силу всех существующих проблем оно не может быть качественным... Нет там никакого специального участка. Мы закрепили человека от предприятия и помогаем.
Решаем вопросы, но получаем противоположную реакцию. Корреспондент работала совместно со специалистами, мы выдали читателям рекомендации. Они объективны. А если у кого-то в квартире нет тепла, значит, забиты трубы. Но некоторые считают, что это не так. Тепло, которое положено по нормативам, мы вводим, но кто-то должен заниматься домами, чтобы внутридомовые проблемы решить.
В.А. Горшалёв:
– Вы не ответили на вопрос. Есть проект? Какого он года?
А.С. Коротков:
– 1992-го.
В.А. Горшалёв:
– Как это может быть, если дома построены в 70-х годах? Вы не дали оценку проекту... Кто его принимал?
С.С. Шумилкин:
– А что изменилось? Вы хотите поставить под сомнение проект, разработанный институтом?
В.А. Горшалёв:
– Нет. Но в 70-х годах заселились – тепла нет, в 80-х – тепла нет, 90-х – тепла нет, 2000-х – опять нет.
А.И. Гуров:
– Согласно проекту все правильно сделано. Тепло подается согласно нормативу. Переходим к дому. Какое отопление там? В чем причина? В доме... И проблему должны решить собственники жилья.
Л.Э. Василенко:
– Каждую осень и зиму делаем обходы, составляем акты. Попасть в квартиры проблематично. Решать проблему надо собственникам жилья. А то получается: в период рейда — в квартирах тепло, уехали специалисты — жильцам холодно. А потому что какой-то нехороший человек включил насос. Нашли мы этого человека, убрали насос.
М.В. Горшалёв:
– А почему насосы ставят? Потому что холодно!
А.И. Гуров:
– Наша компания в тяжелый период вошла в район, зимой. Мы проверили: организация подает тепло надлежащего качества, согласно норме. Я не хочу никого обвинять. Но если собственник жилья будет рассуждать так: что хочу, то и ворочу в сети, то дела не будет. Без допуска никто не может подходить к оборудованию. Решать все вопросы надо на общем собрании. Кто в доме специалист, чтобы определять, что нужно менять, дополнительно ставить?
Краны и батареи забиты, никто не занимается промывкой. Я мог бы вам показать фото, как это выглядит — проволоку в трубу не воткнешь. Для этого и нанимают управляющую компанию, чтобы исправить все. Мы решаем все эти вопросы. Мне незачем подвергать сомнению репутацию компании, поэтому мы не обещаем, а делаем.
Собственник должен управлять общедомовым имуществом. Это может быть не наша управляющая компания, другая или ТСЖ. В данном случае мы заходим в дома с препятствиями со стороны жильцов... Нет ветканалов, рассекающих кранов. На крышах лежит строительный мусор. Придет жара и начнет гореть, кто отвечать будет? Управляющая компания! А нас в дома не пускают.
Подвалы в ужасном состоянии – стоит вода, трубы гнилые. Жильцы решают: мы окна пластиковые поставим, а дома разрушаются и будут разрушаться. Проблему с теплосетями дома нужно решать в комплексе: промывка, опрессовка, чистка венканалов, замена кранов. У одних два года трубе, у других — 15. Отсюда многие проблемы.
В.А. Горшалёв:
– У нас все поменяли. Но тепла не прибавилось.
Л.Э. Василенко:
– Вы только свой подъезд поменяли... Если вы самостоятельно не выбрали управляющую компанию, значит за вас мы обязаны это сделать.
А.В. Свитенко:
– Часто сталкиваемся с этими проблемами. Есть недопонимание. Каждый свои интересы отстаивает. Чтобы конкретно разобраться, нужен диалог. Обычно каждый сам по себе и сам себе хозяин. Это тоже частный дом, в котором несколько собственников. Но нет понимания ответственности за общее имущество, и получается: я решаю свою проблему, делаю для себя, чтобы мне тепло было, а другие — как хотят. А так не должно быть. А если так, то мы потеряем, что имеем. «Теплосети» должны подать тепло, но не обязаны разбираться, почему не греют батареи. Но, понимая проблемы, специалисты предприятия встречаются с жильцами домов. И не нужно говорить, что проблемой не занимаются! Помогают, делают даже то, что не входит в полномочия «теплосетей». Пока не будет понимания, что ответственность несут собственники жилья, ничего не изменится.
Есть закон, мы все работаем в правовом поле. В многоквартирных домах нужно выбрать управляющую компанию. Выбрали, а теперь начинается: почему должны платить, мы не будем платить. К вам придут специалисты, которые решат проблемы. Они ответят по закону, если не выполнят обязательств по договору. Проблема с теплом в домах в том, что все системы забиты. Одно решение — менять всем. Но «теплосети» не придут к вам делать эту работу. Это обязанности собственника. А у нас люди думают, что когда-то, с советских времен, когда дома были в собственности колхозов, кто-то придет и сделает.
В.А. Горшалёв:
– У нас все новое.
А.В. Свитенко:
– Вопрос одного подъезда не решится, проблему надо всем домом решать.
А.И. Гуров:
– Вы не имеете права ни насос поставить, ни что-либо еще делать. Для того, чтобы вмешаться в систему, нужно заказать проект, в соответствии с которым должны проводиться все работы...
М.В. Горшалёв:
– Есть поставщик тепла. Есть собственник квартиры, который недополучает тепло, значит, должен быть перерасчет.
А.И. Гуров:
– Зона ответственности «теплосетей» заканчивается на входе. Составляется акт. Заходят в подвал дома, делают замеры. Если на вводе дома с такого-то по такое-то число подача тепла произведена по нормам, то какие могут быть перерасчеты? Если нет нормы, пересчитают.
М.В. Горшалёв:
– Если мы недополучаем тепло, а платим большие суммы. На что идет прибыль?
В.А. Горшалёв:
– В моей квартире 12 градусов, как минимум еще шесть недополучаю. Куда деваются мои деньги?
В.А. Курочкин:
– Приходите, я все расскажу и покажу. Предприятие у нас убыточное. Чтобы не было иллюзий, что кто-то убавляет и прибавляет тепло, объясню. Сейчас котельные работают без обслуживающего персонала. Стоят приборы, датчики. Каждый час фиксируется температура. Все операторы имеют высшее или среднее образование...
Дискуссия возвращалась к одному и тому же вопросу: как и кто может изменить ситуацию с теплом в многоквартирных домах?
А.И. Гуров:
– Все в России дома по типовому проекту построены. Все они одинаковые. И проблемы у всех одни и те же. Нужно озадачиться, заказать проект. Это около 50 тысяч рублей. Мы свяжемся с «теплосетями» и проведем работы.
М.В. Горшалёв:
– Что эффективнее: привести в порядок внутридомовые теплосети или газовую котельную построить?
В.А. Курочкин:
– Никто не запрещает. Ставьте газовую котельную.
Л.В. Василенко:
– Другой вопрос: сколько это будет стоить. В разы дороже.
А.И. Гуров:
– Существует программа капремонта, но ни один дом не заказал «теплосети». Все подают заявки на ремонты крыш, потому что они еще хуже. Крыша стоит 1,3 миллиона рублей, не меньше, и люди не соберут такие деньги.
А.В. Свитенко:
– Сейчас управляющая компания обслуживает девять домов. Перед этим организовали с жильцами встречи, пытались объяснять людям что и почему. Заходит управляющая компания, и мы получаем много жалоб. Управляющая компания – адекватные люди, готовые снизить ежемесячные платежи за те услуги, которые можно убрать. Но предприятие обязано выполнить указанные в договоре услуги. Прислали квитанции. Их порвали. Люди не хотят сотрудничать. Много говорят о мошенниках в сфере ЖКХ, но есть много организаций, которые ответственно подходят к процессу управления многоквартирными домами и делают жизнь граждан более комфортной. Мы на год заключили договор с УК и можно воспользоваться ее услугами. Не удовлетворят, тогда другой разговор.
А сейчас виноватых ищем вокруг себя.
В.А. Горшалёв:
– Все заключается в том, во сколько это обойдется, чтобы заказать проект, осуществить реконструкцию внутридовомых сетей. И будет ли это сделано?
А.И. Гуров:
– Есть законодательство, которое обяжет нас выполнять услуги по договору. Мы кредитуем вас на год, делаем, вкладываем, а в течение 12 месяцев собственники квартир постепенно расплачиваются с компанией.
А.В. Свитенко:
– Все открыты для диалога. Есть возможность обратиться в специализированную службу, но все зависит от собственника. Пока не будет хозяина на месте, хозяйства не будет. Можете собрать собственников и решить вопрос.
Ж.Ч. Гаплевская:
– Валерий Алексеевич, Вы получили ответы на свои вопросы?
В.А. Горшалёв:
– Какие ожидал, такие и получил ответы. Все сводится к одному...
За рамками круглого стола редакция «СГ» договорилась с представителями ООО «Управляющая компания жилищного фонда «ВЫСЕЛКИ» подготовить ряд публикаций о планируемых работах по улучшению условий проживания жителей многоэтажек и благоустройства придомовых территорий, а также промежуточных итогах.