В «Сельской газете» 29 июля 2010 года была опубликована статья «Игра» не по правилам», в которой приводилось письмо прокуратуры района по итогам проверки ООО «Новопокровские тепловые сети» по соблюдению жилищного законодательства. Вскоре после этого в редакцию поступил официальный ответ от руководителя данного предприятия В.А. Курочкина:
«21 июня 2010 года районной прокуратурой было направлено представление об устранении нарушений жилищного законодательства. В нём и в статье утверждается, что ООО «Новопокровские тепловые сети» не наделено контрольно-надзорными функциями. Но в соответствии с Правилами подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утверждённых постановлением правительства РФ № 83 от 13.02 2006 года (пп. 4-12, 14, 19, 21-23), ресурсоснабжающая организация производит выдачу технических условий, сопровождение, контроль строительства и монтажа сетей, сооружений, узлов учёта, участвует в приёмке законченного строительства. В соответствии с пп. 48, 49 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утверждённых постановлением правительства от 12.02.1999 г № 167, и п. 50 подпункты б) и г), Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением правительства от 23.05.2006 г. № 307, ресурсоснабжающая организация вправе контролировать работу, состояние и правильность показаний приборов учёта.
В статье утверждается, что в соответствии с Правилами подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения п. 7 подключение должны предусматривать в пределах границ земельного участка. Да, это соответствует действительности, но здесь делается подмена понятий «подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» и «точка подключения» (присоединение).
В данных Правилах даны определения этих понятий (пункт 2). Суть понятия «Подключение объекта» – это «процесс, дающий возможность осуществления подключения», т.е. получение разрешения на подключение, разработка проектной документации, строительство, монтаж инфраструктуры, которую необходимо присоединить к сетям инженерно-технического обеспечения. Порядок подключения и присоединения объекта изложен в п. 4 настоящих Правил.
По утверждению заместителя прокурора, в соответствии со СниП 2.04.01.-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий» и ГОСТ 50193.2-93 колодцы должны принадлежать ресурсоснабжающей организации или должны быть расположены на территории домовладений. Таких требований о принадлежности или месте установки колодцев в этих документах не содержится, и это было доведено до работников прокуратуры. Пункты этих документов, в которых изложены данные требования, работниками прокуратуры указаны не были. Места установки приборов определяются Правилами оказания коммунальных услуг гражданам (пункт 7) и Законом № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 23.11.2009 г. (статья 13) и другими правилами. Вышеуказанные Правила определяют границу раздела для многоквартирных домов – внешняя стена здания или первое отключающее устройство в подвале дома, для частных домовладений – точка присоединения на границе сетей, принадлежащих ресурсоснабжающей организации и собственникам жилых домов. В статье 13 ФЗ № 261 говорится: «... в части организации учёта используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учёт используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам...». Так что ООО «Новопокровские тепловые сети» ведут игру по правилам.
В дополнение к этому письму главный инженер ООО «Новопокровские тепловые сети» А.Г. Ещеркин принёс в редакцию ответ на его обращение в Министерство регионального развития РФ по поводу вопроса о размещении приборов учёта:
«Отношения по договорам энергоснабжения регулируются статьями 539-548 Гражданского кодекса РФ. Согласно требованиям статьи 544 оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчётов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Таким образом, соглашением сторон условия договора могут быть скорректированы с учётом положений Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых постановлением правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 (далее – Правила предоставления коммунальных услуг).
Абзацем 2 пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг установлен порядок расчётов, предусматривающий оплату коммунального ресурса не в жилом доме, а на границе эксплуатационной ответственности.
Граница эксплуатационной ответственности – линия раздела элементов систем и сооружений на них по признаку обязанностей (ответственности) за эксплуатацию элементов систем, устанавливаемая соглашением сторон. При отсутствии такого соглашения граница эксплуатационной ответственности устанавливается по границе балансовой принадлежности.
Граница балансовой принадлежности – линия раздела элементов систем и сооружений на них между владельцами по признаку собственности хозяйственного ведения или оперативного управления.
После заключения таких соглашений (договоров) ресурсоснабжающая организация определяет затраты, формирует цену на содержание и ремонт сетей, которые используются для доставки ресурса до границ эксплуатационной ответственности, с целью дальнейшего утверждения тарифа».
Нужно искать компромисс
Мы решили обратиться в «Роспотребнадзор», чтобы услышать и передать позицию контролирующей и защищающей права потребителей организации.
- В этом деле есть три спорных вопроса, которые вызвали ажиотаж среди населения. К нам за защитой прав обращалось тоже немало граждан, - анализировал ситуацию заместитель начальника территориального отдела Роспотребнадзора И.Н. Мещеряков.
Итак, первый вопрос: нужно ли устанавливать приборы учёта?
Безусловно, нужно. Это существенная экономия денежных средств для абонента, так как фиксированный тариф за потребление водных ресурсов намного выше реального. Тем более что Министерство регионального развития России разработало и внесло в правительство новые правила предоставления услуг ЖКХ. Для тех, у кого нет счётчиков воды и газа, цены на эти услуги с 2011 года возрастут вдвое, а с 2012-го – в четыре раза.
Второй – самый принципиальный вопрос, который волнует жителей станицы Новопокровской: где должен располагаться прибор учёта воды?
Счётчики устанавливаются в соответствии с ГОСТом, указанным в паспорте на счётчик, а именно ГОСТ 50193.2-92, счётчики монтируются в колодцах с соблюдением всех требований, а также строятся водомерные узлы согласно приказу Министерства строительства РФ от 11.08.1995 г, № 17-94 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» (зарегистрировано в Минюсте РФ 22.08.1995 № 937). Согласно п. 3,4 приказа № 17-94 водомерные узлы могут размещаться в капитальном подвальном помещении при условии соблюдения всех норм и правил.
А согласно постановлению правительства РФ № 167 от 12.02.1999 года, пункт 34 узел учёта должен размещаться на сетях абонента, как правило, на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом. Согласно статье 1 вышеуказанного постановления граница эксплуатационной ответственности устанавливается соглашением сторон, а при отсутствии соглашения – по границе балансовой принадлежности, то есть по признаку собственности, на границе земельного участка.
В этом деле ООО «Новопокровские тепловые сети» отстаивают свои коммерческие интересы, потребители – свои. Могло бы и не быть этого спора, недовольства граждан, если бы представители предприятия провели с потребителями разъяснительную работу, сходы граждан, опубликовали интервью по данной теме в средствах массовой информации.
Во всех документах есть ссылка на «договорные отношения», «заключение соглашений». Поэтому нужно искать компромиссы.
И последний – третий вопрос: за чей счёт строить колодец?
За счёт абонента. Это чётко прописано в пункте 34 постановления правительства РФ от 12.02.1999 № 167 «Оборудование узла учёта и его эксплуатация осуществляется за счёт абонента».