Корреспонденты «СГ» совместно со специалистами выехали в рейд по обращениям жителей поселка сахарного завода.
Отслеживать комментарии жителей района в соцсетях и отвечать на разные жалобы стало частью повседневной работы редакции. Очередной проблемой, потребовавшей вмешательства корреспондентов «СГ», стало плохое отопление в некоторых панельных многоквартирных домах микрорайона сахарного завода. Мы решили сами во всем убедиться, выехав по указанным в переписке адресам.
Не дадим мерзнуть
К выяснению на месте сложившейся ситуации подключились директор МУ «Имущество» администрации Новопокровского сельского поселения Леонид Василенко, инженер по сбыту ООО «Новопокровские тепловые сети» Олег Левашёв и мастер предприятия Александр Елисеев. До прибытия на объект мы обсудили с ними претензии жильцов по поводу холодных батарей. Выяснилось, что местная администрация и теплосети знали об этой проблеме еще до обсуждения ее в соцсетях. Как только на прошлой неделе поступил сигнал, специалисты незамедлительно отреагировали на обращения владельцев квартир и стали предпринимать необходимые меры: неоднократно выезжали на участок, разговаривали с людьми, проверяли работу общедомовой системы теплоснабжения. Подтверждение их слов мы нашли и в переписке пользователей соцсети: «Тепловые сети к нам ездят каждый день, начиная с понедельника». Но при этом жалобы не исчезли.
19 ноября отправляемся в рейд по проблемным многоэтажкам на улице Заводской. Через группу «СГ» оповестили жителей поселка сахарного завода о приезде нашей делегации. Думали, что рассказать о наболевшем вживую будет много желающих. Но, увы. На улице нас никто не встретил.
Чуда нет
Первую остановку сделали около дома № 106. Для начала спустились в подвал, чтобы осмотреть инженерные коммуникации. Электричества нет. Пробираться по темным и узким лабиринтам пришлось с фонариком, буквально на ощупь. Сопровождавшие нас специалисты более решительно миновали все закаулки, поскольку изучили их уже вдоль и поперек.
А вот и теплоузел. Инженер знакомит нас с оборудованием, обеспечивающим отопление в квартирах. Специалист измеряет температуру теплоносителя на вводе и обратке. Прибор фиксирует 57,1 °C и 34 °C соответственно. «Показатели в норме», – комментирует Олег Левашёв. Пробуем рукой трубы – горячие. Значит, тепло идет. Но что наверху с ним происходит? Поднимаемся на третий этаж. Звоним в квартиру, где проживает Ирина Попович, одна из участниц обсуждения отопительной проблемы. Она ждала этой встречи.
– В квартире холодно? – с порога спросили Ирину.
– Всю прошлую неделю мерзли, а сегодня пришла на обед домой — каким-то чудом трубы стали теплые, – выразила удивление хозяйка.
С ее позволения инженер сделал замеры температуры батарей: на кухне — 34 °C, в жилой комнате — 46°C. Специалист отметил слабую циркуляцию тепла в квартире.
Мастер проверил правильность подключения батарей.
– Чуда здесь нет, – пояснил Леонид Василенко. – Вероятнее всего в одной из квартир работал насос. Узнав о приезде представителей администрации и теплосетей, соседи его выключили.
Леонид Эвальдович рассказал и о других возможных причинах плохого теплоснабжения квартир, в частности, изношенности общедомовых инженерных сетей, наличия межпанельных швов, образование воздушных пробок в стояках, затрудняющих циркуляцию теплоносителя, в результате чего теплоотдача радиаторов падает.
– Мы поменяли в квартире стояки. Батареи также новые и в исправном состоянии, – продолжала Ирина.
– Значит, в других квартирах не все в порядке с системой отопления. Все жилые помещения в многоквартирном доме взаимосвязаны. Если кто-то не спустил воздух на верхних этажах или самовольно вмешался в общедомовую сеть теплоснабжения, страдают все остальные. Нужно создавать инициативную группу жильцов, проводить общее собрание, на основании его решения обходить все квартиры, выяснить причину и составлять акты о допущенных нарушениях, – рекомендовал Леонид Эвальдович.
– Мы со своей стороны можем оказать консультативную помощь.
Положение не критическое
Следующим посетили дом № 116. На первом этаже никто не вышел. Зато на втором – с нами охотно пообщались.
– Как у Вас с отоплением? – поинтересовались у Веры Ивановны Калашниковой.
– Нельзя сказать, что совсем холодно. Батареи слабенько, но все же греют. Особых жалоб нет, – доброжелательно ответила хозяйка и поблагодарила за беспокойство.
На выходе из дома обратили внимание на второй подъезд. На некоторых балконах открыты форточки. Увиденное говорило само за себя: тут уж точно не мерзнут.
Хватает, наверное, тепла и в доме № 136, предположили мы, заходя в открытую настежь дверь подъезда. Но так ли это на самом деле?
Опросили нескольких жильцов. Разговоров о критическом положении дел с отоплением не было. Да, жаловались, что батареи еле теплые, но в целом температура в квартирах, по словам наших собеседников, отмечалась не ниже 18°C.
Сразу оговоримся: не все жители Заводской, посмотревшие острую коммунальную тему в Интернете, поддержали жалобы. Многие написали, что в их квартирах тепло. Причем в тех же домах, которые мы посетили.
Узел учета
Продолжаем намеченный маршрут. На очереди – дом № 140. На лестничной площадке нас встретила Ольга Бездетко и пригласила в свою квартиру. Женщина рассказала, что уже 35 лет живет здесь, и ледяных батарей в отопительный сезон никогда не было. Подмечаем в коридоре работающий камин.
– На данный момент в жилых комнатах не жарко. Приходится обогреваться дополнительным оборудованием, – объясняет хозяйка. – Думаю, сказывается соседство с угловой неотапливаемой квартирой, в которой никто не проживает. Что касается подвала, то все инженерные сети там в порядке, полностью заменены стояки.
По тому же принципу мы со специалистами посетили дом № 144. Инженер проверил температурный режим общедомовых сетей теплоснабжения в подвальном помещении, представитель администрации пообщался с собственниками квартир, дал разъяснения по всем вопросам и рекомендации по устранению проблем с отоплением.
Далее отправились на узел учета, расположенный около общежития сахарного завода. Специалисты сняли показания с электроприборов. Температура теплоносителя на подающем трубопроводе и на обратном соответствовала температурному графику отпуска тепловой энергии ООО «Новопокровские тепловые сети».
В ходе поездки мы убедились, что жалобы потребителей не были голословны. Во многих квартирах температура батарей оставляла желать лучшего. К счастью, критической отметки градусники не показали. Зато вскрылся ряд других проблем, сопутствующих той, что подняли в соцсети жители поселка. И мы продолжили их обсуждение в кабинете генерального директора ООО «Новопокровские тепловые сети» Виктора Курочкина. К разговору вновь присоединился директор МУ «Имущество» Леонид Василенко.
Зона ответственности
Мы услышали претензии жильцов многоэтажек и решили для начала разобраться, кто и за что отвечает.
В многоквартирные дома поселка сахарного завода теплоноситель поступает от ТЭЦ ОАО «Викор» и распределяется на весь поселок. Теплоснабжающей организацией является ООО «Новопокровские тепловые сети». Предприятие обеспечивает подачу тепла на основании заключенного с ОАО «Викор» договора на оказание услуг по передаче тепловой энергии в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей, в соответствии с законодательными и нормативно – техническими требованиями.
– Границей эксплуатационной ответственности между потребителем (абонентом) и ООО «Новопокровские тепловые сети» является ввод теплотрассы в здание потребителя, – разъясняет руководитель предприятия. – С собственниками квартир подписаны акты разграничения зон балансовой принадлежности и технического обслуживания тепловых сетей.
Согласно п.15 ст. 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества многоквартирного дома и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома.
Внутридомовая система отопления отнесена к составу общего имущества в многоквартирном доме (ст. 36 ЖК РФ) и представляет собой совокупность стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры.
С практической стороны это означает, что ресурсоснабжающая организация подает теплоноситель к подвалу дома. А то, что происходит внутри квартир — вне зоны ответственности предприятия.
Сами себе инженеры
Проанализировав ситуацию на местах, специалисты обозначили ряд возможных причин плохого отопления в квартире.
Первая. Проверка показала, что практически во всех домах, где мы побывали, собственники квартир самовольно проводят переоборудование системы, несанкционированную установку циркуляционных насосов, полотенцесушителей, что приводит к разбалансировке работы общедомовых инженерных сетей. Это категорически запрещено. Кто-то получает тепло достаточного качества, а остальные обогреваются по остаточному принципу.
Вторая. Ввиду того, что эти здания еще советской постройки, имеют возраст от 35 до 50 лет, общедомовые сети теплоснабжения в большинстве случаев находятся в состоянии изношенности, наблюдается засоренность системы, что мешает качественному прохождению теплоносителя.
Третья. Несвоевременная промывка и очистка системы внутри квартир, засоренность батарей либо завоздушенность стояков.
Четвертая. Если жильцы самостоятельно произвели замену старой отопительной системы на новую конструкцию и при установке были допущены ошибки, радиаторы будут прогреваться недостаточно сильно.
В этих случаях искать того, кто отвечает за батареи отопления, не придется. Однозначно – владелец квартиры.
В одной связке
– По закону собственники жилых помещений в многоквартирном доме отвечают за содержание общего имущества в многоквартирном доме и несут бремя расходов на содержание общего имущества в технически исправном состоянии (ст. 39 ЖК РФ), – отметил Леонид Эвальдович. – Иными словами, пока жильцы сами не приведут в порядок общедомовую систему теплоснабжения, проблемы так и останутся.
Надо понимать, что в многоквартирном доме все жилые помещения взаимосвязаны. Если есть пустующие квартиры, где-то не спустили воздух, а это, как правило верхние этажи, возникли неполадки с внутренней системой отопления, страдают соседи.
Готовь сани летом
– Еще до наступления отопительного сезона в целях обеспечения своевременной и качественной подготовки дома к осенне-зимнему периоду администрация Новопокровского сельского поселения рассылала старшим по дому рекомендации по принятию мер к устранению выявленных нарушений технического состояния строительных конструкций, оборудования и внешнего благоустройства к 1 сентября, а именно: установить запирающие устройства на входных дверях подъездов, выполнить ремонт и промывку системы теплоснабжения, – сказал Леонид Эвальдович. – Но не все даже расписались в получении этих писем.
Кто в доме хозяин?
– Вопросы ЖКХ, особенно отопления, всегда были актуальны. Но почему-то в 5-м микрорайоне (улица Советская) практически не возникает вопросов по теплоснабжению многоквартирных домов в осенне-зимний период, а на территории поселка сахарного завода это явление постоянное, – отметил Виктор Алексеевич.
ООО «Новопокровские тепловые сети» – регулируемое предприятие, нам устанавливают тариф, в котором заложены все затраты. Оплату сахарному заводу за предоставленную теплоэнергию производим своевременно. Теплоноситель получаем высокого качества и выполняем свои обязательства по теплоснабжению многоквартирных домов поселка сахарного завода в полном объеме.
Я считаю, все дело в том, что нет хозяина в доме. Жильцы должны выбрать инициативного, пользующегося доверием человека, который в качестве уполномоченного лица будет заниматься коммунальными вопросами, выступать связующим звеном между потребителями, теплоснабжающей организацией и административными службами.
Способ управления
– Самый главный вопрос, который предстоит решить собственникам квартир, – это каким способом будет управляться их дом, – добавил Леонид Василенко. – От этого зависит, как будет выстраиваться дальнейшая система содержания и ремонта общедомового имущества.
На сегодняшний день большинство многоквартирных домов в микрорайоне сахарного завода имеют непосредственный способ управления, при котором между потребителями и поставщиками коммунальных услуг не существует посредников. Но есть и такие дома, где не выбран способ управления. Во исполнении норм Жилищного кодекса РФ, Постановления Правительства от 6.02. 2006 № 75 администрация Новопокровского сельского поселения 10 октября провела открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления десятью многоквартирными домами, включая дом № 140 на улице Заводской.
Управленцы должны в ближайшее время заключить с собственниками квартир договоры. Компания будет отвечать за все работы по содержанию дома и нести ответственность за качество услуг.
Будет перерасчет?
– Некоторые потребители требуют перерасчета оплаты за недополученное тепло от ресурсоснабжающего предприятия. Правомерны ли их требования? – интересуемся у Виктора Курочкина.
– Изменение размера платы за коммунальную услугу проводится в том случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении тепла возникли до границы раздела элементов внутридомовых инженерных сетей и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения (Постановление Правительства РФ от 6.05.2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», п. 103). В данном случае претензии к ООО «Тепловые сети» не обоснованы. Предприятие в полном объеме выполняет свои обязательства и предоставляет теплоноситель высокого качества.
На других надейся, а сам не плошай
Если за окном – зима, а в квартире стоит холод, конечно, жители вправе жаловаться в соответствующие инстанции. Но отсутствие тепла в помещениях – это не всегда вина организации, предоставляющей его потребителям. Сначала убедитесь – в порядке ли ваше оборудование. Не поленитесь сходить к соседям, проверить у них температуру батарей, нет ли нелегальных установок. Пригласите мастера, чтобы специалист выявил причину плохого обогрева квартиры. Позаботьтесь сами о комфорте в своем доме.
А полагать, что кто-то должен и обязан это сделать за вас, – зря тратить время.