Запомнить меня

Дневник солдата

Дневник солдата

Михаил Дмитриевич ХрускинВ руки корреспондента «Сельской газеты» попал дневник Михаила Дмитриевича Хрускина,  прошедшего почти всю Великую Отечественную войну в составе 32-го гвардейского Кубанского казачьего кавалерийского полка, участвовавшего в боях за Белоруссию, Одессу, Кавказ.

Пожелтевшие от времени листы бережно сшиты нитками. Видимо, гораздо позже дневник был подписан автором: «От ветерана Великой Отечественной войны. Воспоминания». Эта тетрадь с записями о пройденном боевом пути досталась дочери Михаила Дмитриевича — Ольге Михайловне Хрускиной, в замужестве Недилько.

 

- Отец был призван в армию в 1939 году в г. Новочеркасск, - рассказывает Ольга Михайловна. - Служить ему оставалось еще два года, но началась война. На базе части организовали училище по подготовке офицеров для фронта и перевели в Кировобад. Но учебу отец так и не закончил. В 1942-м враг подошел к Сталинграду. Был дан приказ об отправке училища на фронт, на пополнение 4-го гвардейского Кубанского казачьего Краснознаменного орденов Ленина, Суворова и Кутузова кавалерийского корпуса, который в тот момент находился недалеко от города Грозного.

Первые записи в дневнике солдата о дальнейшем развитии событий.

«Наш корпус, находясь на этом участке фронта, испытывал большие тяготы. Эта местность открытая, песчаная, безводная. Было очень тяжело, лошадям не хватало корма и воды, их негде было укрыть от авиации, которая появлялась часто. Мы теряли коней. Все это усложняло ведение боевых действий. Но наши гвардейские кубанские казаки с трудностями справлялись, боевые приказы выполняли, стояли на защите Родины от врага».

- В 1942 году отец был награжден медалью «За боевые заслуги», - продолжает рассказ дочь ветерана. - В январе 1943-го войска Закавказского фронта перешли в наступление. Отец в составе корпуса шел в направлении города Ростова-на-Дону.

«Февраль, 1943. Корпус обходил Ростов с запада по льду реки Дон и ее рукава. Мы отрезали пути отхода противнику. В Таганроге завязались многодневные, ожесточенные бои. После операции корпус вошел в прорыв фронта, пошел на город Николаев. Наш 32-й кавалерийский полк освобождал знаменитый заповедник Аскания Нова. Немцы со злобой уничтожали все на своем пути. Они истребляли драгоценных зверей и птиц...»

Ольга Михайловна демонстрирует нам копию приказа № 15/н от 15 июня 1943 года за подписью командира 32-го гвардейского Кубанского казачьего кавалерийского полка Шахшаева. В нем написано: «От имени президиума Верховного Совета СССР награждаю: медалью «За отвагу» помкомвзвода гвардии ст. сержанта Хрускина Михаила Дмитриевича за то, что он отлично овладел грозным оружием — ст. пулеметом. В бою под с. Сунженское проявил образец мужества и стойкости, умело используя складки местности, на галопе ворвался с пулеметной тачанкой в населенный пункт, уничтожил орудийный расчет немецкой пушки, зная в совершенстве артиллерийское дело, повернул пушку в сторону врага, открыл уничтожающий огонь по противнику. Рождения 1918 года, чл. ВКП(б), русский, призван в РККА Ново-Покровским РВК».

И снова мы обращаемся к дневнику.

«Впереди штурм и освобождение Одессы. Корпус получил задание: в полном боевом порядке с глубокого тыла с запада на восток штурмом овладеть городом Одесса. На штурм пошли все силы. Кубанские казаки яростно сражались, бежавших из города немцев мы встречали выстрелами из всех видов оружия. Наша батарея была поставлена на прямую наводку и вела интенсивный огонь по убегающему врагу. Город был освобожден.

За проведенные боевые операции много командиров и казаков было награждено орденами и медалями. Мне вручен орден Красной Звезды».

- После одесской операции корпус, в составе которого служил отец, перебросили в Белоруссию для ее освобождения от врага, - продолжает рассказ дочь ветерана. - Здесь папа тоже прошел большой боевой путь. В своих дневниковых записях он подробно описывает все сражения, героический подвиг казаков. Справившись и с этим боевым заданием, полк отправился выполнять следующее и, как оказалось, последнее для отца.

«22 июля 1944 год. Мы вышли на государственную границу с Польшей, которая разделялась рекой Буг. При перестрелке с врагом я был тяжело ранен. Отправили меня поправляться в госпиталь № 5950 г. Тамбова. После излечения комиссией эвакогоспиталя 27 сентября 1944 года я был признан не годным для службы в Советской армии и по инвалидности меня отправили домой, в свою станицу Новопокровскую».

Заканчиваются дневниковые записи ветерана вот такой записью:

«Суровой проверкой прочности СССР была Великая Отечественная война.

Историческая победа в Отечественной войне ярко показала преимущества социалистического общественного и государственного строя, великую жизненную силу и нерушимость Союза Советских Социалистических республик».

После войны Михаил Дмитриевич Хрускин 33 года прослужил в ОВД Новопокровского района. Был начальником паспортного стола.

- Он очень любил свою работу, жил ею, - рассказывает Ольга Михайловна. - Любил сослуживцев, называл их ласково «ореликами». Пользовался уважением и доверием среди коллег. Неоднократно награждался почетными грамотами и медалями от руководства. Очень тяжело перенес уход на заслуженный отдых.

16 февраля 1993 года после продолжительной болезни он умер. Весь состав районного отдела милиции пришел проводить его в последний путь. Оружейный салют над могилой стал данью уважения солдату Великой Отечественной войны.

Joomla SEF URLs by Artio