27 сентября — День воспитателя и всех дошкольных работников
При всей доступности информации о воспитании и обучении детей, спрос на специалистов только растет. И хорошо, когда в детском саду с воспитанниками развитием речи занимается логопед, а когда их два – это на пользу не только детям, но и родителям.
У Ирины Владимировны Фендриковой большой педагогический стаж: 37 лет в дошкольном воспитании, из них 23 года она работает логопедом. У ее коллеги Оксаны Владимировны Володиной опыта поменьше, педстаж всего десять лет, из которых восемь она работает с речью. Но какие ее годы?!
Трудятся два педагога в детском саду №37 станицы Новопокровской и, как два капитана, ведут детей сквозь шторм косноязычия и бури речевого непонимания к штилю и ясности общения.
Ирина Владимировна накопила за трудовую деятельность массу способов и приемов ведения занятий, знает тысячу тропинок к детскому сердечку. Опыт работы воспитателем и музыкальным руководителем не прошел даром. В ход идут рисование и пение, музыкальное сопровождение с рассказыванием сказок, в сложных же случаях бросается вся артиллерия на поиск решения поставленной задачки, поиска заблудившейся буковки «ЭР» или звука «ЛЬ».
Оксана Владимировна с благодарностью перенимает опыт старшего товарища, внося свою лепту в коррекционную работу с детьми. Новыми же методами и приемами, педагогическими веяниями не только пользуется сама, но и делится с наставником. Комбинируя опыт и новаторство, педагоги идут к одной цели - разговорить ребенка.
У логопедов в детском саду разные группы, но дети, родные забияки с непонятной болтовней, являются единой заботой для всех. Вместе проводят и диагностику, советуясь по разным случаям.
- Сложнее всего не выстроить линию работы с ребенком, а донести до родителей важность в систематических и совместных занятиях с ребенком над звуками. А ведь работа с родителями является залогом успешного становления детской речи, – рассказывает Ирина Владимировна. - Обратная связь очень важна в коррекционной работе.
Она вспоминает случай из практики начинающего педагога, когда долго не могла подобрать «ключик» к застенчивой девочке. И как только потайная дверца к ребенку приоткрылась, у нее обнаружилась масса талантов – рисовать, лепить, петь и даже танцевать. Успехи, словно из рога изобилия, посыпались на трудолюбивую воспитанницу, да так, что спустя несколько лет ее бабушка, встретив Ирину Владимировну по дороге, благодарила ее громко и эмоционально на глазах у прохожих. Это оставляет теплый свет в работе логопеда и придает сил к дальнейшим стараниям.
Оксана Владимировна, являясь сама мамой, знает, как важно участие родителей в обучающем процессе.
- Родители пять лет назад и родители сейчас – большая разница, – подмечает логопед. - Они много читают и уделяют внимание всестороннему развитию детей. Логопед определяет проблемы, находит пути решения, ставит задачи, и уже вместе с родителями идет к одной цели. Главное, не стоять на месте, а пусть и маленькими шажочками, но покорять буквенные вершины вместе. Когда папа и мама открыты и заинтересованы, тогда работа логопедов, психолога и воспитателей не проходит даром.
В тандеме и преемственности растут не только результаты педагогов, но и родные малыши. И сынишка Оксаны Владимировны Михаил, и внук Ирины Владимировны Максим ходили сначала в группу одного логопеда, а теперь в группу другого. Это безусловное доверие к опыту коллеги-специалиста идет лишь на пользу детям.
Работу логопеда сложно не заметить и преуменьшить. Пробудить мозг к обучению, настроить речевой аппарат для полноценного общения и взаимопонимания, – это лишь поверхность трудовой глыбы учителя-логопеда. Так много надо сделать специалисту в короткий промежуток детсадовского возраста, чтобы шепелявый или свистящий дошколенок стал уверенным и успешным школьником.
Советы родителям, как и методы и приемы работы опытного и молодого специалистов отличаются друг от друга. Ирина Владимировна говорит о важности для развития речи и мыслительного процесса чтение книг детям, рассматривание картинок и размышление вслух обо всем, что происходит вокруг ребенка. На прогулке, по дороге в детский сад, магазин, парк важно говорить обо всем, что видит малыш. Оксана Владимировна советует родителям откликаться на призывы профессионалов, изучать возрастные нормы, быть в тесном контакте и доверять специалистам, а также самим грамотно говорить, показывая пример детям. Советы разные, но все они направлены лишь на одно - выпустить детей в самостоятельную большую и сложную жизнь уверенными и счастливыми, способными учиться и преодолевать трудности.