Когда мне приходится ездить на поездах дальнего следования, то на длительных остановках иногда выхожу на перрон, рассматриваю здание железнодорожного вокзала и привокзальную площадь. Таким образом я получаю представление о культурной и экономической жизни в населенных пунктах, расположенных рядом с ними. Вокзал – своеобразная визитная карточка, часть истории. Не исключение и наш, расположенный на станции «Ея» в станице Новопокровской.
Он появился в конце ХIX века, когда там началось движение первых железнодорожных составов. Это по тем временам было довольно просторное помещение с двумя залами, кабинетами для работников станции, кассой, буфетом. Особо интересного архитектурного решения при его строительстве не нашли. Построили типовое кирпичное здание, предназначенное для обслуживания пассажиров и обработки их багажа. В нем – толстые стены, огромные окна в виде арок, просторные помещения. Но пассажирам было там уютно. Комфортные условия для них создавали заботливые, отличающиеся внимательностью и четким исполнением своих обязанностей сотрудники вокзала.
С первых дней невдалеке от вокзала начали располагаться складские помещения для хранения зерна, строительных материалов, дома для работников железнодорожной станции. Строили рядом и предприятия. Например, в 1914 году там появился небольшой чугунолитейный завод. Позже – ремонтные мастерские, элеватор.
Вокзал был местом не только отправки и встречи пассажиров и грузов, но и многочисленных продолжительных встреч станичников в буфете. Он славился и в дореволюционное, и советское время. В нем были разнообразные продовольственные товары, которых не продавали в станичных магазинах. К тому же они отличались приемлемыми ценами, и их охотно покупали не только пассажиры, но и жители многих населенных пунктов.
«Как ни мала наша станция «Ея» на огромной магистрали Сталинград – Новороссийск, – писал в книге «Записки ефрейтора» земляк, известный ученый Николай Емельянович Заев, – а все же в ней есть буфет. И пиво, и морс – всегда. Даже халва и консервы из раковых шеек».
Там всегда продавали большие, вкусные розовые пряники, которые любила детвора. А взрослые не только пили в буфете пиво, но и степенно обсуждали насущные проблемы. Бойко велась у вокзала торговля местными свежими фруктами и овощами.
В августе 1920 года на нашем вокзале останавливался поезд, на котором в станицу прибыл с агитацией за сдачу хлеба для населения городов Михаил Иванович Калинин. После строительства невдалеке элеватора хлеб со станции «Ея» даже в голодные годы отправляли в огромных количествах.
Отсюда ушли на фронт в первые дни Великой Отечественной войны тысячи добровольцев. С вокзала круглосуточно отправляли ценные для фронтовиков грузы: продукты, технику, обмундирование.
В августе – сентябре 1941 года немцы несколько раз бомбили железнодорожную станцию и расположенную рядом с ней МТС.
«В середине августа, – вспоминал Николай Емельянович Заев, – на станцию «Ея» налетело два немецких бомбардировщика. В полотно бомбы не попали, а попали в обоз на быках-волах, везший пшеницу на элеватор. Убило трех возниц – мальчишек лет по 13-14 из Горькой Балки».
«В 1941 году, – вспоминал краевед В.У. Самохвалов, – рано выпал снег. Такая осень предвещала холодную зиму. Такой она и была. 7 ноября, несмотря на нелетную погоду, фашистский самолет пролетел над станицей и сбросил авиабомбу на железнодорожную станцию «Ея». Накануне вступления немецких войск в станицу (2 августа 1942 года – прим. И. Бойко) гитлеровская авиация весь день делала облет и беспорядочно сбрасывала авиабомбы на станицу и железнодорожный вокзал станции «Ея». От бомбежки пострадало несколько станичников. Среди них были убитые и раненые». Следы от фашистских бомб и сейчас можно увидеть в зарослях за железнодорожными путями.
На вокзале уже в первые дни войны появилось много беженцев, которые нашли приют у жителей Новопокровского района.
Во время войны немцы сильно разрушили станцию «Ея». «Я, – записал в своем дневнике известный советский писатель, земляк, лауреат двух Сталинских премий, ордена Ленина А.А. Первенцев, – трепетно жду станцию «Ея». Моя родная станция…
К станции «Ея» подъезжаем ночью. Прохладно. Мы выходим с Анатолием к развалинам станции. Водокачки нет. Я не мог узнать подъезд к ней, потому что не заметил моста. Он взорван, и его настлали на шпальной клетке, и потому мягко простучали колеса поезда».
Летом 1945 года на вокзале встречали демобилизованных фронтовиков. Их ждали с большим нетерпением не только самые родные и близкие люди, но и руководители района. Нужно было срочно восстанавливать разрушенное войной хозяйство, дать стране как можно больше ценных продуктов. А для этого не хватало механизаторов, водителей автомобилей, агрономов, инженеров, толковых организаторов производства.
2 июля 1945 года на совместном заседании бюро райкома партии и исполкома райсовета депутатов трудящихся обсуждался вопрос «О подготовке и встрече воинов, демобилизованных из действующей Красной армии». Было решено: до 7 июля 1945 года оборудовать при райвоенкомате сборный пункт и художественно его оформить, оборудовать санитарный пункт, обеспечить повседневное дежурство медработников, открыть при сборном пункте буфет для обслуживания воинов, выделить табак, спички и другие товары, для подвозки воинов в населенные пункты выделять транспорт, составить план политмассовой работы. Согласно этому решению организовали дежурства работников райвоенкомата и райкома ВЛКСМ на вокзале.
Главная задача у районной власти была быстрее включить бывших солдат и офицеров в трудовую жизнь. Даже на плакатах, с которыми встречали бойцов советской армии на вокзале, можно было увидеть не только «Родина мать ждет победителей!», но и «Помоги Родине!»
Три дня давалось мобилизованным на обустройство и отдых, но многие выходили на работу уже на второй день. Нужно было убирать хлеб. И истосковавшиеся по земле хлеборобы спешили в поле.
Восстановили производство сельскохозяйственной и промышленной продукции через три года. Ее отправляли в советское время во все уголки страны. Со станции «Ея» следовали поезда с произведенными в районе овощами, плодами, зерном, маслом, сыром, плодовыми и овощными консервами, соками, сахаром, котлами, водонапорными башнями во все уголки Советского Союза и за рубеж. На станцию постоянно прибывали железнодорожные составы с оборудованием для промышленных предприятий, сельскохозяйственной техникой, автомобилями, тракторами, лесоматериалами, кирпичом, цементом, песком, гравием. Круглосуточно там вели погрузку и разгрузку составов. Это было, пожалуй, самое оживленное место в районе, в определенной степени характеризующее состояние его экономической деятельности.
Работники станции «Ея», несмотря на солидный грузооборот, успешно справлялись со своими задачами, их ударную работу постоянно отмечали в районном комитете партии и райисполкоме.
На станции «Ея» в июне 1956 года состоялась встреча населения Новопокровского района с президентом Югославии Иосипом Броз Тито и сопровождающими его Первым секретарем ЦК КПСС Никитой Сергеевичем Хрущевым и первым заместителем председателя Правительства СССР, членом Политбюро ЦК КПСС Анастасом Ивановичем Микояном.
Проезжая мимо железнодорожной станции «Ея», специальный правительственный поезд, в котором ехали эти представительные лица, остановился. Открылось окно, и в нем показались знакомые по кинохроникам и газетам лица вождей. Они громко приветствовали собравшихся на перроне добрыми, радостными выкриками, улыбками и взмахами рук.
Несмотря на то, что о прибытии спецпоезда мало кто в станице знал, на станции оказались не только партийные и советские работники, но и немало станичников. Толпа, оттесняемая несколькими милиционерами, прихлынула поближе к вагону. Раздались крики: «Добро пожаловать!», «Ура!», «Пламенный привет товарищу Тито!», «Да здравствуют товарищи Хрущев и Микоян!»
Высокие гости тоже приветствовали земляков. Их успели запечатлеть наши фотографы. Один из снимков (Германа Лебедева) даже появилась в журнале «Огонек».
Прошло несколько минут, поезд тронулся. А проводившие его станичники оставались еще долго на перроне, делясь друг с другом впечатлениями от этой мимолетной, но довольно эмоциональной встречи.
Встречали жители района на вокзале и лидера ЛДПР В.В. Жириновского, который щедро осыпал их мелкими купюрами.
Несколько лет назад из здания вокзала убрали кассу по продаже билетов. Нет там теперь и буфета, После ремонта зал ожидания пассажиров преобразился. В нем уютно, просторно. Есть расписание движения поездов, информационные стенды для пассажиров.
С внешней стороны вокзал тоже претерпел значительные изменения. Кирпичные стены облицевали металлопластиком. Здание потеряло первоначальный вид и смотрится теперь «по-современному».
В 90-е годы прошлого века, в связи с разрушительными ельцинскими реформами, в районе прекратило работу большинство предприятий и строительных организаций. Снизилось производство не только промышленной, но и сельскохозяйственной продукции. И все меньше и меньше эшелонов отправлялись с нашего вокзала в промышленные центры страны. Уменьшилось и количество пассажиров. Короче, чем раньше, стал железнодорожный перрон.
Но, как и прежде, земляки и в эти дни отправляются в путь с вокзала железнодорожной станции «Ея». Отсюда можно сегодня уехать в Тихорецк, Сальск, Краснодар, Анапу, Адлер, Новороссийск, во многие населенные пункты Сибири, Кузбасса, Урала, Поволжья, Кавказских Минеральных Вод.
И. Бойко, краевед.