23 года назад ушел из жизни наш знаменитый земляк, боевой летчик, человек-легенда майор Яков Харлампиевич Околелов, который в сражениях с немецко-фашистскими захватчиками проявлял небывалое мужество и был заслуженно отмечен Родиной высокими наградами: двумя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Красной Звезды, медалями «ХХ лет РККА», «За оборону Кавказа», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги» и множеством юбилейных.
Родился Яков Околелов в октябре 1906 года в станице Новопокровской в большой крестьянской семье. Родители умерли рано, и на его детские плечи легла забота о трех младших сестренках. Мальчик оставил школу и работал сначала батраком у зажиточных людей в родной станице, затем – в Апшеронской, а когда подрос – чернорабочим-подрамщиком на Апшеронском лесозаводе.
2 ноября 1929 года Якова призвали в ряды Красной Армии. Он был зачислен курсантом в 28-ю артиллерийскую полковую школу города Орджоникидзе (ныне Владикавказ). Потом служил помощником командира взвода. За это время окончил 7 классов. Был переведен в город Тихорецк, где командовал взводом в 12-м конно-артиллерийском полку. В июле 1932 года поступил в Ейскую авиационную школу пилотов им. Сталина, которую успешно окончил в декабре 1934-го, став военным летчиком. Его направили служить в 41-ю истребительную авиационную эскадрилью 83-й истребительной авиационной бригады Белорусского военного округа.
В 1936 году грозные события охватили свободолюбивую Испанию, там полыхала национально-революционная война. Фашисты рвались к власти. На стороне противников фашистского режима сражались добровольцы из многих стран, в том числе Советского Союза. Среди них – наш станичник Яков Околелов. Он в ноябре 1936-го добровольно прибыл на испанскую землю и воевал, отражая на истребителе «И-16» налеты на Мадрид немецких самолетов. 6 декабря в районе Мадрида лично сбил истребитель «Не-51» («Хейнкель-51»).
За боевые действия в Испании Яков Харлампиевич был награжден орденом Красного Знамени, и ему присвоили воинское звание лейтенант, а чуть позже – старший лейтенант.
После Испании пилот Околелов участвовал в боях с японцами в районе озера Хасан, за что был награжден вторым орденом Красного Знамени и стал капитаном. С января 1940 года по сентябрь был слушателем высших авиационных курсов усовершенствования в городе Липецке.
Войну наш славный земляк встретил командиром 145-го истребительного авиаполка. В августе 1941 года был назначен командиром 518-го истребительного авиационного полка, на вооружении которого находились истребители «ЯК-1». В составе своего полка Яков Околелов громил фашистских асов в небе над Кубанью, на Курской дуге, Калининском фронте, в Украине, Белоруссии, Польше, поверженной Германии, Чехословакии.
Отважный летчик один из первых на трассе Бреслау – Берлин сбил новинку германского вермахта – реактивный самолет «МЕ-262». Вот как он сам рассказывал об этом:
- Однажды наша четверка возвращалась с задания, летела над трассой Бреслау – Берлин. Когда трое моих товарищей уже сели, я увидел километрах в пяти-шести неизвестный самолет и тут же повернул к нему. На более близком расстоянии понял, что передо мной новый немецкий реактивный истребитель «МЕ-262». Фашистский летчик в это время делал разворот и не видел моего самолета «ЯК-3». Я решил воспользоваться обстановкой и атаковать снизу. Подобрался к нему метров на 150-200 и открыл огонь сразу из двух крупнокалиберных пулеметов и пушки. «МЕ-262» задымился и через некоторое время пошел к земле. Я сделал круг над местом его падения и полетел на свой аэродром. После посадки доложил в штаб, что сбил «МЕ-262».
Сейчас не помню, почему, но поиском обломков фашистского реактивного самолета занялись лишь через несколько дней. Успеха он не принес, поскольку вражеский самолет упал в большом лесном массиве. Было это в последней декаде апреля 1945 года. Наш полк передислоцировали в Чехословакию. Доказательство появилось только через тридцать лет, когда в Англии вышла в свет книга Роберта Джексона «Красные соколы».
После окончания войны Околелов продолжал служить в авиации Одесского военного округа. Он демобилизовался 9 августа 1946 года в звании майора. Вернулся в родную станицу Новопокровскую и пошел трудиться на пищекомбинат, а вскоре и возглавил его. В свободное время занимался пчеловодством.
Якова Харлампиевича часто приглашали на встречи в школы станицы и района. Он любил беседовать с молодым поколением и всегда говорил юношам и девушкам: «Историю своей страны нужно знать и любить свою Родину – большую и малую».