Запомнить меня

«Войди в природу другом!» – призывает школьная экологическая тропа

Учащиеся СОШ № 16 ухаживают за растениями на учебно-опытном участке
«Войди в природу другом!» – призывает школьная экологическая тропа

В районе прошел муниципальный этап краевого краеведческого конкурса «Я – юный экскурсовод-краевед». Победителем признана учащаяся Центра творчества «Родные истоки», ученица 7-го класса СОШ № 16 станицы Ильинской Дарья Азарова. Свою работу «Экологическая тропа» девочка  подготовила под руководством педагога дополнительного образования, учителя биологии и химии Алены Александровны Климовой.  

Мы заинтересовались, что из себя представляет эта экологическая тропа и попросили педагога подробнее о ней рассказать.

– Меня всегда волновали проблемы экологии, и в своей работе с учащимися я уделяю этой теме большое внимание, – подчеркнула Алена Александровна. – На территории нашего школьного участка обустроена учебная экологическая тропа. Это одно из средств приобщения детей к окружающей природе, познания взаимосвязи ее с человеком, определения местных экологических проблем и их решения.

Объектами экскурсии, которые проводят  ребята  научного общества учащихся «ЭКОС», служат самые обычные деревья, кустарники, цветочно-декоративные растения и овощи, а также птицы.

На тропе имеются информационные листовки. Тексты запечатываем в файлы и  развешиваем на деревьях. В листовках содержатся сведения о живых объектах тропы, высказывания, стихи о природе, обращения по поводу охраны окружающей среды. Например, такие призывы:  «Войди в природу другом!», «Береги лес от пожара!», «Не оставляй после себя мусор!»

И все-таки наибольшее информационное значение имеют экскурсии.

– Как они проходят?

– Сначала учим экскурсантов правилам хождения по тропе, напоминаем  народную мудрость: «Один человек пройдет – оставит след, сто – тропинку, а тысяча – пустыню». Чтобы не превратить территорию участка в пустыню, следует ходить по тропинкам и дорожкам. В процессе проведения экскурсии используются небольшие этикетки-номерки с названием экологических постов.

В содержание экскурсий включаются сведения не только о растениях и животных, но и их взаимосвязи, рассказы о единстве человека и природы. Путешествуя по экологической тропе, ребята лучше познают природные особенности школьного двора и прилегающей территории. В ходе бесед с  детьми  используются художественные описания природы в прозе и стихах, высказывания великих людей. Все это способствует лучшему восприятию красоты окружающего мира, пробуждает у ребят приятные эмоции и чувство бережного отношения ко всему  живому.

– Вы сказали, что экологическая тропа состоит из нескольких постов. Хотелось бы узнать, каких именно?

– Пост № 1 – «У школьного порога». Здесь мы приветствуем экскурсантов, рассказываем о значении экологической тропы.

Пост № 2 – «Лекарственные растения» – расширяет знания учащихся о целебных свойствах трав и кустарников, произрастающих в нашей местности, их происхождении. На тропе  ребята могут встретить  одуванчик, мать-и-мачеху, подорожник, шиповник. О последнем, кстати,  на Кубани бытует интересная народная легенда.

…В глухой, далекой станице жила когда-то прелестная девушка – казачка. В этой же станице жил смелый юноша. Бедный казак, кроме гордости и красоты, ничего не имел. Но это не мешало девушке и парню крепко любить друг друга. Однажды за станичной околицей, где протекала быстрая река Кубань, они поклялись в своей верности  на всю жизнь. Не суждено было сбыться их мечтам. Станичный  атаман давно приметил красоту бедной девушки, пытался богатством привлечь ее, но получил отказ. Вскоре пришло время идти молодому казаку на долгую царскую службу. На прощанье он подарил своей подруге кинжал, а она ему – рушник, вышитый своими руками, да слова верности. Не успела пыль осесть на дороге, по которой ускакал ее ненаглядный, а уж девушку всюду стал преследовать атаман. Похитил он казачку из отчего дома, заточил в темницу и вскоре назначил день свадьбы. В атаманской усадьбе пировали. Захмелевшие  жених и гости не заметили, как сбежала невеста в станичный лесок. Слезы капали из ее глаз в лесу.

«Милый, остаюсь, как и прежде, верной тебе», – в руках ее блеснул кинжал жениха. Брызнула кровь алая из девичьего сердца. На месте гибели казачки вырос прекрасный куст с розовыми нежными цветами, словно девушка, наряженная в подвенечное платье. Как-то в осеннее время, когда куст покрылся ярко-красными плодами, мимо куста проходила старуха. И слышит женщина, шепчет ей куст: «Сорви ягоды мои, выпей чай из них и вспомни непокорную казачку». Старуха выпила настой из шиповника и будто молодость вернулась к ней.

О чудесных целебных свойствах плодов шиповника знали еще с древних времен. Настои из плодов применяют при малокровии, заболевании пищеварительной системы, печени, почек, головных болях. Отвар корней пьют при болезнях сердца, а отвар веток – при болях в животе, радикулите.

Пост № 3 – «Хвойные растения». Рассказываем детям, какую большую роль они играют  в нашей жизни, а также о значении леса и бережном к нему отношении.

Пост № 4 – «Нет ничего прекраснее на свете» посвящен удивительному миру цветов. Они поражают нас разнообразием расцветок и форм. Цветы нужны людям и в праздники, и в будни.

Наблюдая за цветущими клумбами на школьном участке, ребята учатся видеть и чувствовать красоту окружающего мира. Как гласит народная мудрость: кто выращивает цветы, тот приносит радость себе и людям.

Пост № 5 –  «Птицы — наши друзья» призван напомнить о пользе, которую пернатые приносят людям, и о том, что забота о птицах является важным  и полезным делом. Как дети могут помочь птахам? Смастерить скворечники и развесить их весной, а в зимнее время – кормушки.

В завершение беседы Алена Александровна выразила личное отношение к проблемам экологии:

– Человек очень сильно изменяет окружающую его среду. Он меняет экологию леса, воды, равнин и воздуха. Поэтому все настойчивее звучат голоса общественности, специалистов и политиков, призывающие прекратить загрязнение и уничтожение природы, поскольку процессы самовосстановления в природе не в состоянии справиться с постоянно возрастающей нагрузкой, которую оказывает на нее человек. Отсюда и мрачные прогнозы глобального потепления климата, уменьшения озонового слоя Земли,  стремительного роста числа тяжелых заболеваний населения из-за загрязнения окружающей среды. Усилить внимание к этим проблемам призван наступивший Год экологии.

Живя на земле, мы постоянно должны помнить об охране природы, о приумножении естественных богатств. Ибо, по словам Жана Дорста, выдающегося эколога современности, «Природа будет ограждена от опасности только тогда, когда человек хоть немного полюбит ее просто за то, что она прекрасна».

Фото предоставлено СОШ № 16.

Joomla SEF URLs by Artio