Юных героев не всегда награждали орденами и медалями. Но не ради орденов сражались с врагом мальчишки и девчонки. У них была другая цель - рассчитаться с оккупантами за страдающую Родину.
В 1929 году в станице Новопокровской родился Ваня Масалыкин. Рано потерял родителей: отец в период коллективизации был убит, позже умерла мама.
Ваня жил у дальней родственницы своей матери - бабушки Марфы. Когда началась война, он учился в шестом классе средней школы № 1.
Осенью 1942 года немцы заняли Новопокровскую. И с первых же дней оккупации стали грабить жителей, издеваться над ними, избивать.
Забежали два солдата и к бабушке Марфе. Поволокли со двора поросёнка. Старушка бросилась отнимать. Один из гитлеровцев ударил её автоматом. К вечеру того же дня она умерла...
Остался Ваня совсем один. Решил: буду мстить фрицам за бабушку. И за всё горе, что принесли немцы в станицу. Рассказал о своих мыслях друзьям: Мише Смородинному, Серёже Распопову и Льву Власову.
Стали ребята прокалывать шины у вражеских автомашин. Крали у немцев оружие. Однажды, отчаянно рискуя, смогли достать с десяток гранат.
...Ребята решили устроить засаду на немецкого коменданта и его переводчицу. С утра спрятались у школы: знали,что каждый день здесь проезжает их автомобиль. Дождались, забросали гранатами. И разбежались кто куда.
Но взрывов не последовало. Видно, не знали ещё мальчишки, как пользоваться гранатами. А напугали немцев сильно.
По ночам в станице стали раздаваться одиночные выстрелы. На окраине нашли оккупанты труп полицая. Исчез гитлеровский мотоциклист, ехавший из города... Гестаповцы забеспокоились, стали искать партизан и тех, кто с ними связан.
Мальчик часто сидел в окопчике, внимательно следил за дорогой. Однажды к мосту приблизилась машина с фашистами. У моста сбавила ход. Ваня решил воспользоваться случаем. Бросил в машину гранату. И вновь она не взорвалась.
Немцы выскочили из автомобиля, заметались в поисках партизан. Но мальчик смог скрыться.
И всё же полицаи выследили Ваню. Узнали про его тайное убежище. Завязалась перестрелка. Полицаи обезоружили мальчика. Схватили и привели в комендатуру.
Допрашивал Ваню сам комендант Карл Юнг. Он требовал рассказать о связи с партизанами, показать, где они находятся. Ваня не сказал ничего.
Два дна длились допросы. На третий день его вывели во двор комендатуры к пожарной каланче. Заставили копать себе могилу. Пытались завязать ему глаза, но Ваня не дал.
Карл Юнг сам прицелился из пистолета прямо в лицо Ване. И не смог выстрелить: смело смотрел на фашиста мальчишка. Не отвёл глаз.
Немец убил его сзади, выстрелив в затылок.