Это – книга, дающая путёвку в жизнь.
Роль книги в жизни человека очень большая: своей грамотности, образованности мы обязаны ей. Она учит нас быть честными, работящими, любить свой край, уважать людей. Книга переносит нас в другие страны, эпохи. А ещё она, как оказалось, оказывает влияние на судьбы людей.
Юлия Степанова, 16 лет:
- С возрастом человеку свойственно менять взгляды на жизнь, на те или иные события, происходящие с ним или с совсем незнакомыми ему людьми. Если в детстве ребёнок плачет над сказкой о Красной Шапочке, о том, какой страшный там Серый Волк и через какой тёмный лес идут герои, то к середине младших классов мировоззрение становится шире, проблемы героев становятся глубже, оцениваешь ситуацию уже не с одной, а с нескольких сторон. Например, когда я читала сказку о Буратино, то за «бесшабашными» выходками главного героя, как кажется на первый взгляд, стоят более острые проблемы. Это быт и нищета того времени: старая хижина папы Карло, из мебели – только холст на стене, бумажная курточка самого героя, несчастная луковица на целый день, а ещё эти «халявщики» лиса Алиса и кот Базилио, подневольный труд театра кукол, их рабское существование. Всё это заметно с первого прочтения.
В старшем возрасте я увлекалась романами. В частности, серией книг «Сёстры Воробей». Если в детстве мне нравились сказки, то потом стало интересным читать про своих сверстников двенадцати-тринадцати лет. Я сравнивала их проблемы со своими, искала на вопросы ответы.
Следующей ступенью моего развития стали детективы, произведения Дарьи Донцовой. Лихо закрученный сюжет так увлекал, что хотелось читать и читать. Благодаря этим книгам у меня развилось логическое мышление, и я знала, как вести себя в необычных ситуациях.
Меня совершенно не интересовали книги прошлых веков. Я смеялась, когда мне предлагали читать «Принц и нищий», говоря, что там про любовь. Я с неохотой брала в руки произведение А. Островского «Гроза», но в какой-то момент на всё это посмотрела другими глазами и мне захотелось жить в том Средневековье – с его рыцарями, замками. Мне было интересно и необычно, как молодые люди выражали свои чувства друг к другу в письмах, написанных гусиным пером и чернилами, а не эсэмэсками, как сейчас.
Я боролась и страдала вместе с героями произведения М.А. Шолохова «Судьба человека». Я прошла через все страдания с главным героем Андреем. Мне стала ближе и понятнее тема Великой Отечественной войны. Другими глазами смотрела на ветеранов. Теперь мне понятны их слёзы, боль, переживания за наше поколение, то, как грубы мы бываем по отношению к ним, а ведь их осталось совсем немного.
В моей жизни книги играют если не главную, то очень важную роль. Они помогают мне раскрыться. Только с этой «огромной силой» я могу быть сама собой. Сейчас стою перед выбором своего дальнейшего пути: стать профессиональным журналистом или филологом, но одно я знаю точно – с книгами, литературой будет нераздельно связана моя дальнейшая судьба.
Василий Семёнович Скорочкин:
- Сколько я себя помню, всегда очень любил книги, был завсегдатаем библиотек. С упоением читал про войну, революцию, подвиги советских разведчиков. Но есть одна книга, которая до сих пор остаётся моей любимой и которая повлияла на мою судьбу. Это «Как закалялась сталь» Н.А. Островского. Впервые её прочитал лет в двенадцать. Это роман, с удивительной точностью отразивший свою эпоху, свой исторический момент: революцию, Гражданскую войну, энтузиазм социалистического строительства. Павка Корчагин – один из ярчайших представителей своего поколения. И с каждым новым прочтением этой книги я глубже понимал, что хочу быть похожим на него. Мы, мальчишки 40-х годов, очень завидовали своим отцам и старшим братьям, у которых была возможность проявить себя на войне, совершить подвиг. Нам хотелось быть похожими на них – тоже принять участие в чём-то очень масштабном, искали романтику. И сразу после службы в армии я вместе со своими друзьями отправился по комсомольской путёвке на БАМ. Одной из самых любимых наших песен в то время была «Палаточный городок», которую исполнял И. Кобзон: «Мы любим палатку свою, родную сестру бригантин. Наш долгий таёжный маршрут на карту потом нанесут. И снова вперёд, как парусный флот, палаточный город плывёт...».
Василий Семёнович и сегодня хорошо помнит и ту тайгу, и тот палаточный городок. Будучи 21-летним парнем, он узнал, как это – жить по-братски. Комсомольский призыв осваивать Сибирь в середине 50-х годов Скорочкин воспринял на ура. Говорит, страну хотелось посмотреть, сибирским пейзажем полюбоваться. Может, поэтому, окончив в 1958 году Московский лесомеханический техникум, он из всех предложений по распределению выбрал именно Братск, где в то время уже четвёртый год на реке Ангаре в Иркутской области шло грандиозное строительство Братской гидроэлектростанции, которая в дальнейшем из знаменитой стройки превратилась в крупнейшую ГЭС в Союзе. Руководствуясь поэтической формулой «Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии», Василий Семёнович признаётся, что только спустя годы стал очевиден весь масштаб происходящего в этом отдалённом сибир-ском уголке. «Тепловозы, паровозы, электровозы… Они менялись в течение недели, пока мы добирались из Москвы до Братска. Наконец, когда приехали, увидели братский острог. Местность нам глушью не показалась: повсюду рабочие, да и в посёлке, который к тому времени получил статус города, одних автобаз находилось девять. Меня направили в леспромхоз на реку Ия. За шесть лет работы я успел пожить в нескольких посёлках и сменить не одну специальность, – рассказывает Василий Семёнович. - Приходилось работать и в сорокаградусный мороз, и в изнуряющий зной. А сколько было комарья! Вот уж, правда, – комариный край. Зато природа не обманула ожиданий. Лес был очень красив, говоря языком Петра I, в ряд стояли корабельные сос-ны. От лесных красавиц и должна была наша бригада очищать предполагаемую зону затопления. Ещё надо было доставать запчасти для техники, со снабжением которой, кстати, проблем у братчан не возникало. Впрочем, как и с продуктами: фрукты и овощи наряду с колбасными изделиями были здесь не редкостью. Да и почётных гостей на знаменитой стройке хватало».
В.С. Скорочкин вспоминает, что в 1961 году первый агрегат будущей ГЭС собственноручно запускал сам генсек Н.С. Хрущёв. В том же году поэт Евгений Евтушенко написал свою знаменитую поэму «Братская ГЭС». Строчку из неё – «Ленин жив! Это звенит песня небес. Ленин жив! Это гремит Братская ГЭС» – рабочие избрали своим девизом. В 1963-м посмотреть на чудо инженерной мысли приехали композитор Александра Пахмутова, поэты Николай Добронравов и Сергей Гребенников. Этот визит подарил людям цикл песен «Таёжные звёзды».
Василий Семёнович занимался лесными делами, а вокруг росли предприятия, в частности, лесопромышленный комплекс и алюминиевый завод. Всё бы радовало глаз, если бы не… «Часто бывало, что мой утренний маршрут на работу к вечеру оказывался затопленным. Стройбатовцы разбирали дома местных жителей и перевозили их в другой район», – вспоминает Скорочкин. Уже потом они узнали, что в ходе заполнения Брат-ского водохранилища было затоплено более ста деревень, расположенных по берегам Ангары. Кстати, трагедии «Ангарской Атлантиды» посвящено произведение Валентина Распутина «Прощание с Матерой».
В 1964 году, попрощавшись со своим интернациональным рабочим коллективом (вместе работали и русские, и нем-цы, и эстонцы, и украинцы), Скорочкин уехал в Тюменскую область. В 1967-м (год окончания строительства Братской ГЭС) оперебрался с семьёй в Краснодар и работал на строительстве газопроводов. В Новопокровскую приехал в гости к племяннице, у которой мы и встретились: «Вот так Островский своим романом «Как закалялась сталь» повлиял не только на выбор профессии, но и на всю мою судьбу».
А вот что рассказала нам учительница русского языка и литературы СОШ № 5 станицы Калниболотской Любовь Максимовна Линник:
- Замечательный человек Луи де Фюнес как-то заметил: «Книги – это корабли мысли, странствующие по волнам времени и несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению». Более точно, пожалуй, нельзя и сказать. Только хотелось бы верить, что этот драгоценный груз мы не растеряем в наш бурный век компьютеризации, сотовых телефонов и других ноу-хау.
Так получилось в моей жизни, что всю её, начиная со школьной поры, я связала с книгами. Они – мои учителя, наставники, любимое занятие и бальзам для души. Может, это и банальные слова, но это правда.
После окончания школы я очень хотела быть библиотекарем, любила посещать читальный зал. Меня многому научили в отношении к книге моя любимая учительница литературы Надежда Григорьевна Лупандина, библиотекарь Клавдия Афанасьевна Кутепова и её мама – энтузиаст Марфа Яковлевна. К сожалению, их уже никого нет. Они привили мне любовь к чтению и книге, что повлияло на мою дальнейшую жизнь.
Закончив филологический факультет Армавирского государственного педагогического института, я и сама начала преподавать литературу в средней школе.
До сих пор могу до утра читать книгу, если она мне интересна, если что-то в писателе и его произведении нахожу близкое, заставляющее задуматься. Сейчас мир заполонили информационные средства связи, книги же отодвинули даже не на третье место. А жаль! Как мы обделяем себя, как лишаем счастливых минут общения с книгой!
Постоянно открываю новые имена, новые темы. Люблю из классиков А. Блока, В. Распутина, А.Н. Толстого. Меня очаровывают стихи Н. Рубцова, Б. Пастернака, Н. Гумилёва и вообще всех поэтов «серебряного века». Интересен Б. Акунин и даже не сюжетом, а лексикой, юмором и глубоким психологизмом.
Я и сама немного пишу рассказы, стихи – выпустила четыре сборника. Мне нравятся и многие зарубежные писатели, такие как Маркес, Эдгар По, Мопассан, Сэлинджер и другие.
Уверена, что духовное развитие человека невозможно без чтения книг, без бесценной сокровищницы, сохранённой литературы для всех нас. Сколько же интересных книг познавательного смысла мы находим в библиотеке! И нет лучшего отдыха и труда, чем встречи с библиотекой и интересной книгой.