Воспитание культурной терпимости, межэтнического понимания должно идти через живые дискуссии, наглядные примеры, внеклассные мероприятия. Если на этом этапе взрослые не помогут детям развить правильное мировоззрение, в дальнейшем у них может стихийно сформироваться негативное эмоциональное отношение к окружающим, отличным по национальности, вероисповеданию, цвету кожи и разрезу глаз, изменить которое в дальнейшем будет непросто.
Вопрос только в том, способны ли сегодня учителя к этой работе, обладают ли они достаточными знаниями и практическими навыками, являются ли сами образцами для подражания?
- Да, - с уверенностью отвечает заместитель директора ильинской СОШ № 17 Сергей Кузнецов. - Воспитанию толерантности в школе уделяется большое внимание. Благодаря таким урокам, как окружающий мир, кубановедение, литература, учащиеся познают историю родного края, знакомятся с обрядами своего и других народов, национальными праздниками.
Всего в образовательном учреждении учатся 137 детей. Основной контингент составляют русские. Однако есть и представители других национальностей.
Прошлым летом, к примеру, в станицу переехала из Дагестана семья Разаковых, и 1 сентября их ребенок уже пошел в нашу школу. На данный момент Заира окончила 6-й класс и перешла в 7-й.
- Как ребята приняли новую ученицу?
- Как и подобает ильинцам: радушно. У нас многонациональная станица, и к хорошим гостям уважительное отношение проявляют от мала до велика. Но лучше вам об этом расскажет классный руководитель девочки Татьяна Федорова. Как педагог она умеет создать благоприятный микроклимат в ученическом коллективе, помочь «новеньким» легко адаптироваться к незнакомым условиям, окружить каждого ребенка заботой, вниманием, и случай с Заирой не стал исключением.
- Это правда, - подтверждает Татьяна Николаевна. - 6-й класс тепло принял в свой дружный коллектив новую ученицу. А до встречи с нею я провела с ребятами беседу. «Представьте, - объясняла я им, - что кто-то из вас сменил место жительства, перешел в другую школу. Трудно привыкать к чужой местности, другим учителям, заводить снова друзей? Вот и этой девочке нужно помочь, чтобы ей у нас понравилось и захотелось учиться».
Заира тоже старалась с первых дней идти на контакт с одноклассниками, расположить к себе учителей и показать тягу к знаниям новых предметов. Вообще она скромная, аккуратная и способная девочка. Да и родители хорошие, отзывчивые люди. Активно участвуют в образовательном процессе, взаимодействуют с учителями по вопросам воспитания и обучения своего ребенка. Не остаются в стороне и от общественной жизни. 9 Мая всей семьей вышли на митинг, чтобы вместе с ильинцами отдать дань памяти погибшим в годы войны советским солдатам и уважения ныне живущим фронтовикам.
Также немаловажен тот факт, что в семье хорошо говорят по-русски. Это язык межнационального общения на территории Краснодарского края и в целом нашей страны, владение которым — признак уважения к культуре государства, в котором живешь.
Вообще я считаю недопустимым какие-либо национальные разногласия в своем классе. Для меня все ученики равны – будь этот ребенок уроженцем Кубани или вырос в отдаленном селении соседней республики. Чужих детей не бывает.
Сейчас, кстати, Заира с удовольствием посещает лагерь с дневным пребыванием детей на базе образовательного учреждения, и это о многом говорит.
Но в первую очередь мы сами, педагоги, должны показывать добрый пример в вопросах межнациональных отношений, убеждена «классная мама». Беседуя с учащимися на эту тему, я не устаю повторять, что любой человек заслуживает уважения. Рассказываю, что в кругу моих знакомых, соседей тоже есть представители других народностей, но это не является барьером для нашего дружеского общения, взаимовыручки, нахождения общего языка в тех или иных житейских ситуациях. Или предлагаю вспомнить трагедию в Крымске. Сотни людей со всех уголков России, Дальнего и Ближнего зарубежья пришли на помощь пострадавшим от наводнения кубанцам, объединившись перед лицом общей беды. Значит, могут люди разных национальностей, вероисповеданий, политических взглядов отбросить все предрассудки, проявить сострадание и милосердие, спасти чужие жизни ценою собственной. А вспомнить Великую Отечественную войну: в бой с фашистскими захватчиками шли плечом к плечу славяне и народы Кавказа – ради общей победы над врагом.
Главное, говорю ребятам, всегда оставаться человеком. Неважно, какой ты национальности.