Мечта с детства
Екатерина Васильевна Авдеева — молодой педагог. Ее преподавательская деятельность началась с января текущего года. Работает учителем биологии в СОШ № 20 станицы Новопокровской. Ведет уроки в 5-11 классах.
Сейчас ее подопечные на каникулах, кто-то уже попрощался со школой, а самой Екатерине Васильевне, как и большинству ее коллег, пока еще не до отдыха: дел у педагогов хватает и летом. В том числе нужно подготовить свой кабинет к новому учебному году. Поэтому застать в эти жаркие дни учителя на любимом рабочем месте нам не составило труда.
Екатерина Васильевна охотно рассказала о том, как пришла в профессию, поделилась своим мнением о значимости изучения биологии и взглядом на актуальные темы экологии:
– В 2010 году я окончила СОШ № 16 станицы Ильинской, поступила в Кубанский государственный университет на факультет химии и высоких технологий и спустя шесть лет обучения защитила магистерскую диссертацию. Мне нравилось заниматься научно-исследовательской работой, а стать учителем вообще мечтала с детства.
Любовь к химии и биологии в школьные годы мне привили учителя Алена Александровна Климова и Ирина Александровна Башкатова. Во многом это предопределило выбор предмета, на котором мне хотелось специализироваться в качестве педагога.
Коллектив СОШ № 20 принял меня тепло: атмосфера в школе дружная, опытные педагоги помогают молодым адаптироваться к новым условиям, советами. Символично также, что я стала работать учителем биологии в Год экологии в России. Это еще больше вдохновило меня. А со следующего учебного года буду преподавать еще и химию.
Причем здесь ежики?
Очень важное место в курсе биологии, по словам Екатерины Васильевны, занимает экологическое образование учащихся.
– Дети участвуют в различных экологических акциях, всероссийских экологических уроках, – рассказывает она. – За каждым классом закреплена своя природная зона на территории школы.
В определенный день недели, который называется «экологический день», ребята выходят на участки, наводят санитарный порядок, ухаживают за насаждениями, постигают азы овощеводства и цветоводства. И рассаду цветочных культур юные экологи учатся выращивать самостоятельно, прямо в кабинете биологии. Живое общение с природой — лучший способ привить к ней любовь.
Особенно много внимания в беседах и учебно-воспитательных мероприятиях я уделяю теме загрязнения природной среды бытовыми отходами и вторичной переработки мусора. И, что интересно, учащимся эта проблема не безразлична. К примеру, когда мы участвовали в районной акции «Сдай батарейку – спаси ежика», я не предполагала, что призыв экологов найдет такой живой отклик у школьников. Ребят интересовало, какая связь между батарейками и ежиками, какой вред наносят обыкновенные батарейки, выброшенные в мусорное ведро, и почему их необходимо сдавать на переработку? Я объяснила, что одна пальчиковая батарейка, попавшая в почву, загрязняет тяжелыми металлами 20 квадратных метров земли, а в лесной зоне это территория обитания двух деревьев, двух кротов, одного ежа и нескольких тысяч дождевых червей. В качестве символа акции был выбран ежик.
Проникнувшись состраданием к колючему представителю фауны, учащиеся старались принести в школу из дома как можно больше различных батареек для последующей их сдачи и утилизации.
Что? Где? Когда?
Этот сложный механизм создала сама природа. Он представляет собой неравноплечий рычаг. Сопротивление воздуха заставляет поворачиваться длинное плечо этого рычага, образуя плоскость, давящую на воздух. При обратном токе воздуха этот рычаг разворачивается вертикально, оставляя воздуху свободный проток. О каком механизме идет речь? Затрудняетесь ответить? Это вопрос из викторины для школьников. Учителя биологии часто используют данную форму работы. Игровая составляющая в процессе обучения способствует активизации познавательной деятельности учащихся, закреплению полученных знаний, развитию мышления. Проводит викторины для своих учеников и Екатерина Васильевна. Но прежде чем она об этом расскажет, вернемся к вопросу о механизме. Кто не угадал, это перо в птичьем крыле.
– Мне как учителю важно организовать учебный процесс так, чтобы дети получали качественные знания и проявляли заинтересованность в познании чего-то нового. В педагогике существует много форм и методов, применение которых помогает повысить стремление учащихся к изучению наук естественного цикла, развить смекалку, умение думать, рассуждать, делать выводы. Я стараюсь творчески подходить к подаче нового материала и закреплению пройденных тем, использовать наряду с традиционными педагогическими методиками нестандартные формы обучения в соответствии с возрастными особенностями школьников. За время своей небольшой преподавательской практики я уже взяла на вооружение несколько эффективных форм проведения уроков и внеклассной работы. Это викторины, игры, исследования, презентации, наблюдения, конкурсы.
Преподавать в школе науку о живом нужно живо, интересно и доступно.
Любимица Маркиза
– Екатерина Васильевна любит природу во всех ее проявлениях, и не потому, что к этому обязывает профессия. Это чувство идет из глубины души, его рождает любовь к малой родине, к России.
Вне работы учитель биологии занимается цветоводством, содержит домашних животных. Любимица среди четвероногих питомцев — кошка Маркиза сибирской породы.
– Мы должны заботиться о братьях наших меньших, о всем живом на Земле и не быть равнодушными к существующим экологическим проблемам, – резюмирует в завершение нашей беседы Екатерина Васильевна. – Этому всему и учит биология. И даже если ребенок не выберет данный предмет для поступления в вуз, не свяжет будущую профессию с этой областью, основные знания, полученные в школьные годы, обязательно пригодятся в дальнейшей жизни.
Фото А. Толстых.