Запомнить меня

«Кругом корреспонденты, камеры, кинорепортеры...»

Каждый школьный выпуск Раиса Ивановна Найдёнова считает своей семьей. В домашнем архиве педагог хранит много альбомов с достижениями учеников
«Кругом корреспонденты, камеры, кинорепортеры...»

Идеалом для подражания, как и у нескольких поколений советских людей, у нее был главный герой романа Островского «Как закалялась сталь» Павел Корчагин. Она не боялась писать письма Брежневу, отстаивая счастье односельчан. Ее выбирали депутатом, председателем общественного суда. А в 18 лет она занимала руководящую должность. Все это — малоизвестные факты биографии заслуженного учителя РФ, отличника народного образования  Раисы Ивановны Найдёновой.

Душевное чаепитие

Обычно про хороших учителей говорят: профессионал, победитель энного количества конкурсов, обладатель такой-то премии, разработчик авторской методики и многое другое. Перечисление заслуг может занять много строк. Все это есть и у учителя английского языка Раисы Ивановны Найдёновой. Ее награды и успехи заслуживают огромного уважения. Но сегодня я хочу рассказать о самой лучшей учительнице, с которой мне посчастливилось когда-то познакомиться, совсем другую историю.

Честно признаюсь в том, что вынимать пирожки из духовки вместе с классным руководителем моего старшего ребенка мне еще не доводилось. Но все когда-то бывает впервые. Это душевное чаепитие я сохраню в памяти навсегда.  Мы говорили не об оценках и успеваемости, не о новаторских разработках и участии в конкурсах, не о заслугах и званиях. Мы говорили о жизни во всех ее проявлениях, большая часть из которой у Раисы Ивановны связана со школой и ее учениками.

Сибирские корни

Раиса Ивановна родом из Сибири. Может, родная сторона закалила характер девушки, может, воспитание, а может, повлиял и главный герой романа Островского «Как закалялась сталь» Павел Корчагин.

После окончания педагогического училища 18-летняя Раиса пришла устраиваться на работу.

– Мне тогда сказали: «Есть три школы, куда требуются учителя», – вспоминает историю полувековой давности Раиса Ивановна. – Я спросила: «Где буду нужнее?» Ответили: «В третьей. Но там даже электричества нет!» И я, представляя себя Павлом Корчагиным, который всегда с азартом брался за партийные задачи, отправилась в маленький сибирский поселок, где на самом деле не было электричества.

Потом оказалось, что там не задерживаются учителя. Выпускницу педучилища сразу назначили директором школы. И это в 18 лет! Жить приходилось не в лучших условиях. Особенно зимой. Школа стала культурным центром поселка: заработала передвижная библиотека, читали модные в те времена лекции, проводили праздничные огоньки и танцы под гармошку.

Директор в поселке был уважаемым человеком. Называли ее все не иначе, как «Ивановна». Местные жители выбрали девушку депутатом  сельсовета, председателем товарищеского суда, и она начала активную деятельность по электрификации населенного пункта. Раиса Ивановна с улыбкой вспоминает, как она  писала  письма Генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу, потому что у местной власти  не было денег на масштабную работу. И это сработало! Через три года поселок злектрифицировали, а «Ивановна» уехала в город, чтобы получить высшее образование.

Дорога на Кубань

Она поступила в Барнаульский педагогический институт на факультет иностранных языков. Так представительная «Ивановна» снова стала студенткой Раисой.

– В пединститут я шла осознанно. Учителем мечтала быть с детства, а поработав в школе,  поняла, что ничего другого не хочу, – вспоминает Раиса Ивановна.

Будучи студенткой вуза, окончила курсы вожатых. И каждое лето отправлялась в местный лагерь работать с подрастающим поколением. Очень пригодилось образование пед-училища. Она прошла все ступеньки карьерного роста – от отрядной вожатой до начальника лагеря.

– Однажды за активную работу меня наградили путевкой в Сочи, – рассказывает Раиса Ивановна. – Был июль. Я ахнула от окружавшей меня красоты цветущих магнолий, лазурного моря и влюбилась в Кубань. Представляла, что на всей территории Краснодар-ского края растут пальмы, есть море и горы. И после окончания института взяла направление на Кубань.  

Английский для «иностранцев»

На Кубани молодой учительнице предложили работу в школе поселка Саук-Дере Крымского района. Раису Ивановну название населенного пункта привело в замешательство.

– Почему-то тогда я подумала, что саукдеринцы — это отдельная, незнакомая мне нация, – вспоминает с улыбкой она.

В «иностранном» поселке она встретила будущего мужа, студента Кубанской медицинской академии Владимира Найдёнова, и после получения им диплома они по направлению супруга переехали в станицу Новопокровскую. Был 1979 год.

Неиссякаемая энергия

Учить детей английскому языку в станице Новопокровской Раиса Ивановна стала сразу в двух школах – № 2 и № 8. Работала методистом в РОНО, была депутатом райсовета. Ей, как человеку с неиссякаемой энергией, предлагали несколько престижных должностей в районе,  но любовь к работе в школе, с детьми, пересилила. Она пришла в МАОУ СОШ № 1, проработав там 32 года  завучем и учителем английского языка.

А еще Раиса Ивановна стала одним из тех людей, благодаря стараниям которых в Новопокровской открыта специализированная школа. Если бы не ее активная позиция в отстаивании интересов детей (она писала депутатские запросы во все инстанции), то ребята, нуждающиеся в специализированном обучении, получали бы элементарные знания вдалеке от дома.  

Она не только первая в районе начала преподавать английский язык в начальной школе и возить учеников в международные лагеря,  но и единственная, кто решился повезти детей практиковать полученные на уроках знания в стране изучаемого языка, в Англию.

Школа навсегда

Сколько учеников Раисы Ивановны – и тех, кто уже давно покинул стены СОШ № 1, и тех, кто выпустился недавно, которые могут сказать о ней удивительные слова: «Лучший друг», «Настоящий воспитатель», «Творческий человек», «Увлеченный путешественник», «Генератор идей». Все это о ней, о Раисе Ивановне Найдёновой.

Но и она не смолчит в ответ. Помнит каждого ученика: «этот был тихоней», «к этому надо было подобрать свой ключик», «а это — просто звезда класса»...

Педагог с полувековым стажем собрала, как она говорит,  семейно-школьный  архив. В альбомах хранятся не только фотографии и видеофильмы со школьных мероприятий. Она записывала  разные забавные случаи из жизни детей, собирала рисунки, стихи каждого начинающего поэта, чертежи юных инженеров, девичьи секретики, вырезки из районной газеты…

Заглянула в альбомы и я. Забавно! Если в ряд по годам выпуска выложить детские рисунки с изображением классной мамы, можно увидеть, как рос учитель. Одна подпись тронула: «Наша мама Рая – хороший человек. Ведь все-таки непросто сдружить нас всех навек». Ребята, у которых Раиса Ивановна была классным руководителем, действительно очень дружны. Даже спустя много лет общаются между собой, могут без приглашения прийти к своей маме на чашку чая, попросить совет или поделиться радостью. Для всех в сердце учителя есть место.

300 слов на букву «К»

Раиса Ивановна имеет много заслуженных наград. Они достались ей большим трудом и упорством. В каких только конкурсах она не участвовала и не побеждала! Но один ей запомнился больше всего. В 1995 году проходил первый конкурс «Учитель года Кубани», лауреатом которого она стала. Кроме защиты авторской методики по изучению грамматики английского языка, в ходе краевого этапа конкурса предстояло выполнить творческое задание, раскрывающее личность учителя. Раиса Ивановна написала  репортаж в 300 слов о конкурсе «Учитель года», где все слова начинались на букву «К». Это получился эмоциональный рассказ. Приведу отрывок.

«...Канун конкурса. Кваша кратко комментирует кавалеристам крайоно: «Конкурсанты красивы: кожаные куртки, костюмы, камеры… Конкурсантки – красавицы: кареглазые, косметика, каблуки, каре, кудри, колье, клипсы...»

«Кошмар! Крах! Катастрофа!» – колеблются конкурсанты.

Кваша культурно категоричен: «Крепитесь,  коллеги!»…

…Кратковременно кооперируется квалифицированная комиссия.

«Кабы категорию кинули!» – кокетливо канючат конкурсанты. «Какую категорию? Куда клоните?» – компетентно кряхтит комиссия.  Конкурсанты каются, клянутся: «Конкурс! Конкурс! Конкурс!»…

Кульминационно конкурсанты кто кудахчет, кто кувыркается как кузнечик. Кутерьма. Крыша конкурсантов кружится. «Караул!» – кричат, крестятся. «Карабкайтесь!» – курлычет комиссия. Конкурсантам кажется: коллегия калейдоскопит краснодарцев. Конкурсанты колобродят, кучкуются. Конкурс кульминирует…

...Комиссия коллегионально констатирует конец. Капелла комедиантов кончает конкурс концертом. Кулуары кентаврят.

Красивый, круглолицый Кваша коронует короля. Конкурсанты коронуются «корочками», кувшинами, «Кодаком», каллами, курортом.

Кругом корреспонденты, кинокамеры, кинорепортеры…

Конкурс? Конкурс… Конкурс!»

Разве может обычный человек написать эти строки? Нет. Это могла сделать только она — самая лучшая учительница, классная мама и человек — Раиса Ивановна Найдёнова!

Joomla SEF URLs by Artio