Сегодня я решила «переквалифицироваться» в сапожника. Иду устраиваться на работу к Василию Ивановичу Масалыкину.
- Подмастерья не нужны? - спрашиваю, заглядывая в окошко сапожной мастерской.
- А что, опыт есть? - вопросом на вопрос отвечает мастер. - Вообще-то не женское это дело.
- Нет, конечно, да и в учениках пробуду у вас всего несколько часов. Изучаю, так сказать, секреты сапожного мастерства. Для дела надо.
- Ну раз надо – так добро пожаловать.
В мастерской мне сразу выдали форму. Большой фартук пришелся не совсем по размеру, но, как сказал мастер, «других тут не держим».
Василий Иванович объясняет элементарное: названия инструментов, как их применять, технологию изготовления набоек и т. п. Но то, что элементарно для него, для меня показалось темным лесом. Единственный знакомый предмет – молоток. Поняв это, мастер предлагает своему ученику, то есть мне, и попробовать «поработать» с ним.
- Берешь набойку, ставишь на наковальню и аккуратно забиваешь в нее специальный гвоздик. Все понятно?
Вроде бы да. Чего тут сложного? От моего робкого удара молотком гвоздик вошел в набойку всего на несколько миллиметров.
- Ты что, каши мало ела? Сильней давай бей!
И я снова стараюсь. С энной попытки справляюсь с заданием. Но понимаю, что эта работа – явно не для меня.
- А можно я лучше со стороны за вами понаблюдаю? - смущенно спрашиваю своего учителя.
- Так-то оно и лучше будет.
Он садится на свое рабочее место и быстро начинает штопать чью-то сандалию. Буквально за несколько минут та уже не отличается от своей «второй половины».
- Вот это мастерство! - восхищаюсь я. - Как вам так удается?
- Если есть желание, стремление и интерес к своей работе, то можно и слона танцевать научить. Я сам раньше лет 20 часовщиком работал. Но профессия эта вымерла. Пришлось переквалифицироваться в сапожника. Вот уже три года и подбиваю дамочкам каблучки.
- А что, только дамочкам?
- Нет, конечно, но женщины – мои основные клиенты. Они, кстати, и более требовательные к качеству выполняемой работы: чтоб ниточка не торчала, капля клея не выделялась, набойка была покрепче, ну и тому подобное.
- Скажите, а можно ли по подметкам обуви определить характер человека?
- Да. Есть даже такая методика. Называется скарпология.
- Поделитесь с нашими читателями «приметами»?
- Пожалуйста. Например, если подошва и каблук стерты одинаково, то хозяин обуви – человек энергичный и уравновешенный. Если подметка сношена с наружного края, то обувь носил, скорее всего, человек с решительным и прямым характером. Дыра на подметке под большим пальцем – признак решительного характера. Если подошва износилась посередине, а каблук с внутреннего края, у ее владельца податливый характер, он не давит на других, склонен к компромиссу и никому не причиняет зла. Когда подметка стерта на носке, а каблук с внешнего края, обувь принадлежит человеку, который не слишком сосредоточен на достижении цели, любит мечтать, предпочитает не брать на себя ответственность.
- Вот это да! - восклицаю я. - Вы работаете сапожником, а людей «читаете» как психолог.
- А вы, между прочим, человек с мягким характером, - вдруг говорит мне Василий Иванович.
Оказывается, пока я строчила в блокноте, он успел внимательно рассмотреть мои туфли.
Прощаясь с Василием Ивановичем, для себя сделала вывод: сапожник – профессия интересная, но овладеть ею может далеко не каждый человек. Прежде всего, работа не допускает нервных, требует усидчивости и внимательности. Причем не только по отношению к ремеслу, но и к людям.
Фото А. Толстых.