В 1953 году я окончила новопокровское педучилище. Наш курс направили на работу в Туркмению. Меня и троих однокурсников – в южную часть песчаной пустыни Кара-Кум (черные пески), в приграничные аулы. Они располагались вдоль границы с Ираном и были друг от друга на расстоянии 18-20 км. Нас распределили по одному в каждый аул в школы-семилетки – учить туркменских детей русскому языку. Дети и женщины совсем не говорили по-русски, мужчины – плохо, и таких было мало. Почти круглый год – 30-40 градусов, иногда песчаные бури, привозная вода. Жить и работать в таких условиях было трудно. На заставе были две русские женщины, жены офицеров. С ними я подружилась, и вопреки строгому погрануставу, в виде исключения, была своим человеком. Однажды на заставу приехал цирк. Окончив выступление, уехал, оставив маленького щенка. Быть на заставе чужаку не полагалось. Надо было его куда-то определить. Но кинолог Петров увидел в щенке что-то необычное и обратился с просьбой оставить его, поручившись вырастить розыскную собаку. Начальник усомнился в идее Петрова. Они даже поспорили. Условие: Петров выиграет – получит месяц отпуска.
Все свободное время от служебных обязанностей Петров занимался щенком. Он дал ему кличку Секрет.
Прошло время. Петров зашел в кабинет к начальнику и доложил: «Секрет к сдаче экзамена готов!» Начальник пообещал принять экзамен у Секрета, но под разными предлогами все как-то отказывал.
Однажды в утренние часы на заставе раздался сигнал тревоги: «В ружье!» В одно мгновение отряд выстроился на плацу. Начальник объявил: границу перешел перебежчик. Он дал приказ группе пограничников найти и задержать нарушителя. Петрову было приказано идти со своей собакой на задержание.
Как только Петров вышел за пределы заставы, Секрет сразу взял след и уверенно пошел по нему в сторону границы. На полпути он вдруг остановился. Стал топтаться на месте, тщательно обнюхивая песок под ногами. Потом развернулся и пошел на заставу обратно. Петров был в недоумении. Труды напрасны. Розыскная собака из Секрета не получилась. А Секрет, натянув поводок, шел и шел на заставу.
Приблизившись к заставе, Петров увидел на песке еле заметный след конного копыта. Все понял и спустил с руки поводок. Секрет помчался на заставу. Забежав на территорию, он услышал доносившийся из конюшни крик: «Петров, забери своего щенка!» Это Секрет штурмовал в яслях «нарушителя»-экзаменатора, одетого для такого эксперимента в специальный костюм.
Секрет сдал экзамен на пять, а его учитель – кинолог Петров поехал домой на месяц в отпуск.