Идея написать этот материал возникла у меня давно. Владимир Кузнецов, заместитель главы Новопокровского района, часто рассказывал о командировках в Херсонскую область. Он с командой привозит туда гуманитарную помощь, дети и старики так рады поддержке! Но меня постоянно что-то отвлекало. И вот наконец я смогла реализовать задумку.
Знакомство
Владимир Викторович поделился контактами Натальи Тищенко из Гениченска Херсонской области. Она руководит штабом «Детям в руки» и является сопредседателем «Народного фронта».
Дозвониться до Натальи получилось не с первого раза. Связь постоянно прерывалась. Но мне наконец повезло, и Наталья ответила на звонок. Я представляюсь, но в трубке – тишина. Объясняю, что номер телефона дал Владимир Кузнецов.
– Так вы с Новопокровской! – слышу в ответ. – Очень рада с вами поговорить! Никогда не была на Кубани, но очень ее люблю! Краснодарский край стал для нас родным, и ваша помощь нео-ценима!
Школьники Херсонской области активно участвуют в проведении патриотических мероприятий./ Фото предоставлено Н. Тищенко
В Гениченске дети плетут маскировочные сети для бойцов./ Фото предоставлено Н. Тищенко
До и после
Жизнь Натальи можно разделить на до и после того, как она покинула родной город Херсон 19 октября 2022 года. До этого она работала начальником управления министерства труда и социальной защиты. До назначения на руководящую должность была директором детского сада и руководила центром раннего развития детей.
Два года назад, как и многие жители Херсонской области, она эвакуирована на подконтрольную России территорию.
– Мы уезжали с одной сумкой, – вспоминает Наталья. – Думали, что едем на две недели, оставляя все, что наживали годами. Но прошло уже два года.
Наталья делает паузу в разговоре. Воспоминания даются ей нелегко.
– Мы чудом остались живы. В тот момент, когда мы покидали территорию, шел обстрел Антоновского моста, по которому мы и передвигались. В основном эвакуированных отправляли в Скадовск и Гениченск, – продолжает она. – Это закалило наш характер. Мы здесь боремся каждый день с разными трудностями. Поэтому у нас нет времени плакать, страдать и жалеть себя.
Жилье
Если вы думаете, что Наталья и другие эвакуированные жители живут в комфотре, то ошибаетесь.
– Я арендую землянку, – продолжает разговор Наталья.
Немой вопрос повис в воздухе. Я переспросила, вдруг из-за помех связи что-то не расслышала.
– Да, землянку, и плачу за нее ежемесячно 20 тысяч рублей, – уточняет женщина. – Гениченск – курортный город, он не был рассчитан на то, что сюда заедут херсонцы в таком количестве. Естественно, дома сделаны под летний вариант, здесь нет системы отопления. Но это все мелочи!
Комфорт – не главное
Спрашиваю Наталью, не жалеет ли она о том, что покинула родной город. Без раздумий отвечает:
– Ни дня не жалела! Я до последнего буду отстаивать русский мир, русскую культуру и правду!
– С какими бытовыми трудностями сталкиваетесь?
– После всего опыта, который мы приобрели, на трудности смотришь по-другому, – продолжает Наталья. – Комфорт – это не самое главное, что должно быть в жизни человека. Значительно важнее сейчас – это помогать тем, кто в окопах отвоевывает право на свободу и нормальную жизнь. Я, как многие мои земляки, не думаю сейчас о том, насколько мне комфортно, насколько у меня крутая машина и дорогой ремонт. У нас поменялись приоритеты. Полностью. Ты думаешь о тех, кому еще хуже, чем тебе.
Кому нужна помощь
Наталья рассказывает, что больше всего в помощи и поддержке с «большого материка» нуждаются дети и старики.
– У нас много стариков и брошенных детей, – говорит Наталья. – В регионе пока не работают учреждения, куда можно помещать детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Сейчас они находятся при больницах. Есть всего один Алешкинский дом-интернат, где находятся дети с различными патологиями.
– Много детей в регионе?
– В Херсонской области только детей школьного возраста более 22 000 человек. Есть еще и дошкольники. В некоторых муниципалитетах, которые я курирую, есть дети, не посещающие дошкольные учреждения по той причине, что детсады не работают. Мы не отказываем в помощи никому.
Нужны рабочие руки!
Наш разговор плавно переходит на другую важную тему: трудо-устройство.
– С работой здесь тоже трудности, начиная от несвоевременной выплаты заработной платы (задержки достигают 2-3 месяца) и заканчивая реальной нехваткой рабочих рук. В регионе сейчас наблюдается кадровый голод, причем во всех сферах.
Спасибо, Кубань!
Наталья в беседе часто произносит «спасибо» жителям Краснодарского края, подчеркивая неоценимую помощь новому региону.
– Я благодарна каждому муниципалитету Кубани, каждому человеку, кто протягивает нам руку помощи и поддержки. Это очень важно!
Наталья подчеркивает, что вся гуманитарная помощь востребована: продукты, канцтовары, бытовая химия, одежда. Херсонцы принимают ее с благодарностью, особенно те, кто живет в ближайшей к боевым действиям зоне.
– Там тоже люди, о которых мы должны заботиться, – продолжает Наталья. – У них дела обстоят гораздо хуже, чем у нас, в Гениченске и Скадовске.
Праздник будет!
– Какое настроение сейчас в городе? – интересуюсь у Натальи. – Приближение праздника ощущается?
– Несмотря на трудности, Новый год все ждут, возлагая на него большие надежды! В Скадовске и Гениченске установлены елки на площадях, будем проводить праздники для детей участников СВО и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Дети – наше будущее
Продолжая разговор о детях, мы обсудили, как нынешние события отразятся на их будущем.
– Нынешнее поколение детей, которые сейчас растут, прошло через множество испытаний. Однако они вырастут настоящими патриотами России. Они уже понимают, ради чего все это происходит, и знают, что такое лишения.
Суржик не запрещен
– На каком языке говорят в Херсонской области? Запрещен ли украинский? – спросила я у женщины.
– Нет, украинский язык не запрещен. В отдаленных селах говорят на суржике, но в целом Херсонская область – русскоязычный регион, где владение языком находится на высоком уровне. Кроме того, сейчас прилагаются все усилия для распространения русского языка и культуры в массах. Однако, если кто-то будет говорить на украинском, его не воспримут как врага. К слову, в регионе действуют три государственных языка: русский, украинский и татарский.
О чем мечтаем?
Поговорив о насущном, мы погрузились в мир мечтаний.
– Самая большая наша мечта — наступление скорейшей победы! – говорит Наталья от лица всех жителей региона. – Мы молимся, чтобы как можно больше ребят вернулись домой живыми и здоровыми. Это самая заветная мечта, которая у нас есть.
– Что бы вы пожелали читателям «СГ»?
– Не быть равнодушными к происходящему, оказывать поддержку друг другу и осознавать, что только вместе мы сможем победить...