В Новопокровском районе тема вывоза твердых бытовых отходов более полугода одна из самых обсуждаемых. В соцсетях люди делятся наблюдениями, публикуют фотофакты переполненных мусорных баков. Некоторые считают, что администрация муниципалитета самоустранилась от решения проблемы, а редакция «СГ» «безразлична к чаяниям простого народа».
Несмотря на разъяснения ООО «Экоцентр», ряд публикаций в газете в формате «вопрос-ответ», остаются люди, которые до сих пор получают платежи с завышенным количеством жильцов (включены давно выбывшие граждане или фактически не проживающие в домовладении или квартире). Немало тех, кто категорически отказывается от услуг и не платит за вывоз ТБО, настаивая, что мусор компостирует на приусадебном участке, сжигает или вообще отходов у них нет.
Обо всем этом мы беседуем с начальником отдела по вопросам ЖКХ администрации МО Новопокровский район Александром Уваровым.
Александр Александрович, у некоторых сельчан сложилось впечатление, что власть никак не реагирует на проблемы, связанные с деятельностью в районе «Экоцентра». Не утихают споры, не иссякают вопросы. Администрация имеет возможность контролировать процесс и влиять на ситуацию?
– Прошло более полугода, как в муниципалитет зашел регоператор по обращению с твердыми бытовыми отходами. А вообще «Реформа законов обращения с отходами производства и потребления» действует в стране с 2017 года. Она регламентирована Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об отходах производства и потребления», который прописывает полномочия Федерального оператора по обращению с отходами, который координирует деятельность федеральных органов власти и определяет основные направления деятельности государственной политики в области обращения с отходами, а региональный оператор в свою очередь реализует ее на территории субъекта РФ в соответствии с региональной программой и территориальной схемой обращения с отходами. Таким образом к нам зашел ООО «Экоцентр». Это отдельная самостоятельная организация, с установленным федеральным законодательством, перечнем задач. у нас отсутствуют контрольно-надзорные функции в отношении ее деятельности. Мы такие же потребители услуги, и все наши муниципальные учреждения, в том числе и администрация, заключают договор на общих основаниях, как и со всеми юр.лицами.
Уполномоченным органом, который регулирует деятельность по обращению с отходами на территории Краснодарского края, является министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края, который назначает своими приказами регоператора, проводит конкурсы по его отбору. С 2017 по 2023 год ни один из регоператоров добровольно заходить на нашу территорию не соглашался. Поэтому его назначили приказом министерства ТЭК и ЖКХ.
«ЭкоЦентр» – большая организация, имеющая все возможности полноценно осуществлять деятельность в данном направлении. То, что администрация самоустранилась от проблем – не соответствует действительности. Не без помощи муниципалитета и поселений за короткий срок регоператор зашел на новую территорию и начал работать. На днях министерство ТЭК и ЖКХ проводило совещание, со всеми муниципалитетами края обсуждали плюсы и минусы работы регоператора, и конкретно шла речь по «ЭкоЦентру». Вывод из совещания такой: проблемные вопросы, обозначенные по региону, в нашем муниципалитете давно решены. И по району достаточно благоприятная обстановка. То, что от нас требовалось, – согласовать графики вывоза отходов, обустроить площадки накопления отходов, выполнили. К слову, площадки мы можем создавать и обустраивать, только согласовав с регоператором. Контейнеры, которые ранее стояли, не подходили, поэтому их заменили на соответствующие санитарным нормам. На первом этапе нам их предоставил регоператор.
Решена была техническая сторона. Но жители муниципалитета не все с воодушевлением восприняли неожиданную новость о появлении регоператора. Никакой подготовительной информационной работы «ЭкоЦентр» не провел. И редакция, кстати, узнала новость из короткого сообщения, присланного на электронный адрес. Опомниться, как говорится, не успели... Знаем, что представители администрации организовали встречи с жителями, чтобы разъяснить, довести информацию.
– Опять же на нас не возложены полномочия по разъяснению гражданам информации о том, как будет действовать регоператор. Но на протяжении месяца после начала работы «ЭкоЦентра» во всех сельских поселениях проведены сходы граждан. Заместитель главы района Алексей Марин, я, другие представители администрации, главы поселений жителям рассказывали, разъясняли, отвечали на вопросы.
Что возмущало, волновало людей?
– Пожилых – будет ли компенсация за услугу ЖКХ. Да, положена. Так как данная услуга приравнена 89-ФЗ к коммунальным, соответственно, все льготники имеют право на компенсацию.
Второй вопрос, который вызвал шквал негодования у сельчан, – о количестве людей, вписанных в квитанцию. У кого-то числились умершие родственники, близкие, давно поменявшие место жительства. С «ЭкоЦентром» провели переговоры, достигнута договоренность, что всем гражданам без исключения дается время на получение адресных справок с действительными данными. У сельчан есть целый год, чтобы, не торопясь, привести все в соответствие, дабы не возникла переплата. Также достигнута договоренность, что граждане, которые не могут оплатить сумму по количеству «лишних» прописанных в доме, квартире, могут платить по фактическому проживанию людей. Как только они предоставят справку, все начисления с декабря 2023 года будут пересмотрены. У кого будет переплата, «ЭкоЦентр» произведет возврат наличными или перечислением.
Иногда жители присылают фотофакты или просят редакцию приехать и зафиксировать переполненные контейнеры, замусоренные площадки. «ЭкоЦентр» не справляется?
– Почему эта ситуация происходит? На территории района более 2 000 юр. лиц. Наш отдел ведет реестр контейнерных площадок. Все обязаны заключить договор, иначе за нарушение закона – административная ответственность в виде штрафа до 440 тысяч рублей на юр. лицо. Что имеем? По реестру договора заключили лишь 60 юр.лиц. «ЭкоЦентр» вывозит отходы только у них. Логично предположить, куда выбрасывают другие свой мусор. Везут не каждый день, а циклично на контейнерные площадки в многоквартирные дома. Такие факты фиксировали неоднократно. «ЭкоЦентр» понимает ситуацию с переполненными баками и он готов вывозить чаще, но надо, чтобы жители и регоператор контактировали между собой. Акт о невыполнении регоператором какой-либо работы имеет право составлять только потребитель услуги. Нужно связываться с кол-центром и сообщать обо всех недостатках для оперативного принятия мер. Но есть проблема. Мы сами проверяли, с кол-центром не всегда возможно связаться. МинТЭК дал поручение «ЭкоЦентру» увеличить количество сотрудников для связи и создать чат-бот. На данный момент вопрос решается.
Надо признать, что у регоператора тоже есть недостатки в административной работе. Но с марта на территории района не зафиксировано ни одной задержки вывоза мусора более чем на одни сутки. Норматив бестарного вывоза мусора – раз в неделю, а с площадок по СанПиН – ежедневно. Есть объективные причины – погодные условия, техника вышла из строя, человеческий фактор. Есть норматив, по которому регоператор может задержаться на один день. С марта по май он отработал без отставаний от графика. Но недавно «ЭкоЦентр», после ухода предыдущего регоператора, в авральном порядке зашел еще на одну территорию, поэтому логистика сдвинулась. Надеемся, в ближайшее время ситуация нормализуется.
Граждане спорили по поводу заключения договоров с регоператором.
– Заключение с населением договоров оказания услуг в сфере сбора и вывоза ТКО осуществляется в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 г. № 1156, с учетом положений Гражданского кодекса Российской Федерации о публичной оферте. В данном случае не требуется получение каждым потребителем договора в бумажном виде, но физ. лицо по желанию может взять его в офисе регоператора. А для юр.лиц наличие подписанного договора обязательно.
Есть те, кто упорно не платит за услугу и не собирается это делать. Что будет с ними?
– Это коммунальная услуга по договору. В декабре организация подаст иски на должников. Суды встают на сторону регоператора. И потребителю услуг придется единоразово оплачивать долг и судебные издержки.
Куда в администрацию звонить и жаловаться, если услуга некачественно оказывается или вообще не оказывается?
– Администрация с точки зрения пожаловаться на «ЭкоЦентр» – нет, но можно сообщить о проблеме в отдел ЖКХ. Если случаются авральные ситуации – не забирают мусор на регулярной основе, можно обратиться к главе поселения. Но надо понимать, что в любой организации бывают технический сбой, человеческий фактор (забыли обслужить какие-то участки улиц, текучка кадров). Но есть случаи и безответственности грузчиков. С этим тоже сталкивались. Логисту отчитываются, что прошли маршрут, а на деле постоят в черте объекта и уезжают. Любое действие и бездействие можно проверить. Все автомобили подключены к системе ГЛОНАСС, не составляет труда проследить по карте вплоть до того, в какое время и где останавливалась машина, по какому маршруту двигалась. Если человек позвонил и сообщил о нарушении, но информация не подтверждается, решить вопрос невозможно.
Написать жалобу потребитель вправе в Роспотребнадзор. В кол-центре регоператора можно оставить заявку. В рамках закона организация обязана ответить. Если потребителю не предоставляют услугу, «ЭкоЦентр» не отвечает, тогда следует обратиться в министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно- коммунального хозяйства Краснодарского края.