Запомнить меня

Эх, дороги… Пыль да туман

Эх, дороги… Пыль да туман
Наша Кубань. Навстречу 85-летию

Примерно так характеризовалось состояние дорог в Новопокровском районе  в конце 50-х годов ХХ века. Между большинством населенных пунктов тогда преобладали грунтовые дороги

Их круглый год с помощью колхозов, совхозов стремились поддерживать в хорошем состоянии. Но стоило пойти проливному дождю или пригреть солнышку после снегопада, как они вмиг раскисали, и только на гусеничном тракторе можно было добраться до райцентра. А летом проезжающие по ним автомобили поднимали до небес клубы пыли. Она оседала на листьях деревьев, проникала даже через закрытые окна в дома.

ul_lenina-st

Улица Ленина станицы Новопокровской, 1967 год

lenina

Улица Ленина станицы Новопокровской, 2022 год

Были тогда лишь несколько дорог с гравийным покрытием (до города Тихорецка  и села Белая Глина). Но из-за недостатка дорожных машин и гравия  их несвоевременно ремонтировали и в зимний период сильно разбивали.

Случалось не раз, что автомобили застревали в непролазных колеях. Приходилось их вытаскивать тракторами.

Состояние дорог беспокоило местных руководителей, так как быстро выходили из строя автомобили, весьма сложно было в непогоду доставлять грузы в колхозы, совхозы, промышленные предприятия, магазины, на строящиеся объекты, элеваторы, железнодорожные станции. Из-за этого осенью и зимой в отдельные магазины часто не поступали хлеб, продовольственные и промышленные товары. Из-за бездорожья случалось немало дорожных происшествий (в 1957 году – 35, 36 человек получили травмы, три человека погибли).  Отрицательно сказывалось состояние дорог и на экономике предприятий района.

Еще в начале 50-х годов прошлого столетия районный комитет партии, райисполком пытались решить эти проблемы. Секретари райкома партии А.А. Пахомов, Н.Ф. Володин, председатели райисполкома П.К. Чайкин, М.М. Бережной, А.С. Немов, М.П. Лопарев, депутат Верховного Совета РСФСР И.И. Ревенко немало сил приложили для этого. Из райисполкома, райкома партии в партийные и советские органы они отправляли письма с просьбами о помощи, расчетами и обоснованиями эффективности дорожного строительства в районе. Бывали они много раз и в высоких кабинетах. Но  добыть там средства для нужд района было непросто. Тогда их не доставало. после войны прошло не так много времени, и приходилось каждый свободный рубль вкладывать в наращивание сельскохозяйственного и промышленного производства. Кроме того, велось большое строительство крайне необходимых социальных объектов.

По населенным пунктам прокладывали водопроводы, электросети, строили электростанции, вели радиофикацию. Возводили жилые  дома, клубы, школы, детские сады, бани, магазины.

В поселке Кубанском и в станице Новоивановской завершалось строительство участковых больниц, а в хуторе Новый мир – фельдшерского пункта. Только в совхозе «Кубанский» с 1957 по 1967 годы ввели в эксплуатацию 7 школ на 1 680 учащихся, 8 детских садиков на 425 мест, 8 магазинов, 5 столовых, 7 бань, больницу на 35 коек, 34 680 квадратных метров жилья. На все это требовалось немало средств. И их руководители района, преодолевая трудности, изыскивали всеми законными способами.

В январе 1958 года И.И. Ревенко направил письмо министру автомобильного транспорта и шоссейных дорог. «В первой половине 1954 года, – сообщал он, – по договоренности с бывшим министром автомобильно-шоссейных дорог тов. Куршевым А.М. в Новопокровском районе запланировано строительство асфальтированной дороги Тихорецк – Новопокровская – Белая Глина (80 км). В районе построена битумная база, к ней подведена железная дорога, но из-за отсутствия средств к строительству дороги не приступили.

На 1958 год строительство этой дороги внесено в государственный план с расчетом построить в течение года 5 км асфальтированной дороги, что не удовлетворяет потребности трех самых крупных районов края. Исполком Новопокровского районного совета убедительно просит Вас при подготовке проекта народно-хозяйственного плана на 1958 год предусмотреть Краснодарскому краю дополнительно 2-3 миллиона рублей на строительство вышеуказанной дороги».

Средства выделили. Работники райисполкома, райкома партии мобилизовали всю имеющуюся в районе технику, людей на дорожное строительство. И закипела работа. Особенно активно ее вели в 1960 году. Ежедневно на перевозку гравия для строительства автотрассы выделялось 50 грузовых автомобилей.

На этом важнейшем участке регулярно бывал первый секретарь райкома партии Николай Фёдорович Володин. Он следил за соблюдением качества дорожных работ, организацией труда, условиями быта дорожных строителей. Часто можно было видеть его беседующего с водителями, рабочими, вручную укладывающими асфальт, специалистами. Это позволяло ему быть в курсе всех событий на важном для района объекте, своевременно и профессионально принимать решения по повышению темпов и качества  работ.

Вместе с Н.Ф. Володиным часто приезжали на  стройку работники райисполкома, руководители трудовых коллективов, чьи техника и рабочие были там задействованы. Под контролем райкома партии и райисполкома находилось и строительство дорог, возводимых за счет средств колхозов. Приезжали туда и работники краевого комитета партии, крайисполкома.

Благодаря слаженной работе в 1961 году участок дороги Новопокровская – Тихорецк был покрыт асфальтом. Заметно улучшилось качество отдельных  дорог в населенных пунктах, что позволило в 1961 году открыть автобусное сообщение между ними.

Это была большая победа. Но предстояло еще проложить асфальт до села Белая Глина, а дороги до многих населенных пунктов покрыть гравием. Например, от станицы Новопокровской до станицы Ильинской даже в 1964 году была лишь грунтовая дорога шириной 10 метров. Такие же дороги были до села Горькая  Балка, станицы Успенской (она входила  тогда в состав Новопокровского района), хуторов Меклета, Первое Мая, Грузская Балка и многих других населенных пунктов района.

По бездорожью мне самому приходилось много раз добираться от Новопокровской до родного хутора. Идешь, бывало, по степной грунтовой, разбитой тракторами дороге в резиновых сапогах, еле вытаскивая их из вязкой почвы. За 20 километров пути так умаешься, что от усталости еле держишься на ногах. А многим моим землякам приходилось иной раз и дважды в день проделывать этот путь.

Дороги с твердым покрытием появились до большинства наших населенных пунктов к концу 60-х годов. В 1968 году завершили строительство гравийной дороги Калниболотская – Новоивановская, в том же году проложили 3 километра гравийной дороги на участке Новопокровская – Плоская. Средств в районном бюджете хватало лишь на небольшие объемы дорожно-строительных работ. Но с помощью колхозов, поддержки из краевого бюджета за три года (1967–1969) удалось проложить асфальт на 19,7 километрах. Дорожники планомерно проводили средний и текущий ремонты  автодорог, укрепляли обочины, высаживали деревья у трасс.

Более активно в этот период начали сооружать дороги к фермам колхозов и совхозов.

Райком партии, райисполком  в этот период принимали меры по техническому оснащению и укреплению кадрами производственно-дорожного участка № 2315 (на нем лежали основные объемы работ). Доводились и строго контролировались задания для колхозов, совхозов, промышленных предприятий по участию в строительстве и ремонту дорог. Таким образом удалось в какой-то мере обеспечить проезд в любое время года и по любой погоде на все важные объекты Новопокровского района.

И. Бойко, краевед.
Фото предоставлено автором.

Joomla SEF URLs by Artio