Депутат Госдумы, член Центрального штаба Общероссийского народного фронта Наталья Костенко решила взять под личный контроль ход ремонта крыш многоквартирных домов, осуществляющийся по федеральной программе капремонта в Краснодарском крае в 2018 году.
Причиной этому послужило множество обращений от жителей разных районов Кубани, поступивших в 2017 году. В них звучали жалобы на срыв сроков и низкое качество работ подрядчиков при ремонте крыш домов, в результате чего происходило затопление квартир и подъездов, порча личного и общедомового имущества граждан.
К примеру, в ноябре прошлого года в ходе очередной региональной недели Костенко посетила Кропоткин, где с жалобами на качество работ при ремонте кровель к ней обратились жители сразу нескольких домов.
Жители дома № 45 по улице Пушкинской в Кропоткине жаловались, что подрядчик ООО «Кубаньстрой» еще весной начал ремонт крыши, но так и не закончил его к ноябрю. За это время квартиры жильцов и их общедомовое имущество неоднократно подвергались ударам стихии, а это привело к тому, что капремонт потребовался еще и 11 квартирам вместе с подъездами. Подрядчик перед инспекцией депутата наконец-то появился на объекте, но работы так и не завершил из-за начавшегося дождя. Не смог он объяснить также, почему ремонт не удалось завершить за пришедшие пять месяцев.
Жильцы дома №6 в Первом микрорайоне Кропоткина также столкнулись с неисполнением подрядчиком – ООО «Южрегион-П» – сроков исполнения работ и их низким качеством. При ремонте крыши подрядчик не установил своевременно водостоки, что привело к подтоплению общедомового имущества (подвалов) и квартир жильцов.
После изучения ситуации на месте и общения с жильцами, депутат Госдумы Наталья Костенко потребовала от регионального Фонда капремонта установить надлежащий контроль за ремонтом, составить акт неисполнения подрядчиками договорных обязательств и определить штрафные санкции за это, а также совместно с управляющими компаниями помочь людям провести экспертизу нанесенного ущерба, а также провести переговоры по срокам проведения капремонта уже в квартирах или отстоять свои права на достойное возмещение ущерба судах. Депутат предупредила, что будет лично отслеживать ход работ.
В результате ремонты кровель этих домов были завершены в кратчайшие сроки. В доме № 6 в Первом микрорайоне подрядчик собственноручно отремонтировал поврежденные дождем помещения. А в доме № 45 по ул. Пушкинской акт приемки решено подписать лишь после того, как подрядная организация полностью возместит ущерб владельцам затопленных квартир. Наталья Костенко продолжает держать ситуацию под контролем.
Аналогичный сигнал поступил депутату из города Туапсе. Жители дома № 19 по ул. Комсомольской сообщили, что при ремонте кровли подрядной организацией «Южрегионстрой-П» было затоплено 10 квартир с 9 по 6 этаж. В данный момент пострадавшие подают иски в суд на возмещение причиненного им ущерба.
В Приморско-Ахтарске, по сообщениям местных СМИ, масштабы трагедии оказались еще шире – московская подрядная организация, выигравшая тендер на ремонт крыш пяти многоэтажных домов, только один из заказов выполнила без претензий. Во всех остальных домах по халатности рабочих дождь затопил квартиры двух верхних этажей. По словам журналистов, теперь остальные жители Приморско-Ахтарского района со страхом ждут продолжения капитального ремонта домов – на 2018 год их запланировано 13 (из них 4 кровли).
В целом из-за проблем в организации работ по ремонту кровель в крае из почти 200 крыш, запланированных к ремонту по программе 2016 года, была отремонтирована лишь половина. В 2017 году удалось отремонтировать еще меньше – 42. В списке домов, пострадавших от недобросовестного капремонта крыш, помимо уже названных населенных пунктов края, оказались также Краснодар и Новороссийск. Среди «отличившихся» в этом плане подрядных организаций – компании «Югрегионстрой-П», «Кубань-Строй», «Пресс», «ТАЛАН ПЛЮС» и «ИДЕЯ СТРОЙ».
«В 2018 году, согласно планам Фонда капитального ремонта Краснодарского края, запланирован ремонт 389 крыш многоквартирных домов. Это довольно большой объем работ. И наша совместная задача – Фонда, контролирующих структур, муниципалитетов с одной стороны, и граждан, общественности, управляющих компаний и депутатов всех уровней с другой, добиться качественной и своевременной реализации этих планов. Потому что основными проблемами нарушения сроков ремонтов и неудовлетворительное качество в первую очередь связано с недостатками контроля в этой сфере за действиями подрядчика. Вторая причина - это отсутствие реальной конкуренции за контракты по ремонту крыш в системе капитального ремонта: компаний, способных осуществлять такие сложные виды работ, не так много на территории Краснодарского края, а возможности расширения этого списка ограничены правительственным постановлением. В результате подрядчики набирают неподъемное для них количество заказов, срывают сроки проведения ремонтов, не обеспечивают необходимое качество работ. Это нужно менять, чтобы конкуренция, а значит, и качество работ на рынке ремонтных услуг в системе капремонта, росли», - подчеркнула Наталья Костенко.
Данную проблему Костенко обсудила на рабочей встрече с и.о. гендиректора регионального фонда капитального ремонта Вячеславом Анпилоговым в конце 2017 года. Была достигнута договоренность о проведении в январе-феврале обучающего семинара для жителей, представителей ТСЖ и управляющих компаний домов, кровли которых попали в программу капремонта и должны быть отремонтированы в 2018 году. На нем предполагается обсудить установление четкого совместного контроля за действиями подрядчиков, разъяснить алгоритмы реагирования в случаях выявления нарушений при проведении работ для их оперативного устранения, а также установить систему действий для эффективного взыскания с нерадивого подрядчика, нанесенного личному и общедомовому имуществу.
«Программа капремонта в Краснодарском крае по-настоящему заработала, ее темпы с каждым годом растут. Если в 2015 году в нее было включено всего 20 домов, то на 2018 год уже 851! Растет и собираемость средств граждан в Фонд капремонта. Но, чтобы эта положительная тенденция сохранялась, требуются серьезные усилия по повышению эффективности системы, что позволит с каждым годом увеличивать масштабы работ, обеспечивая их высокое качество и рост доверия граждан к системе капремонта. Поскольку на сроки и качество ремонта крыш жильцы жалуются особенно часто, я решила взять эту проблему под свой личный контроль. Люди за свои деньги должны получать качественный ремонт, а не очередной повод обивать пороги ведомств и судов с целью защиты своих прав и возмещения ущерба за поврежденное имущество».