Позвонила знакомая и взволнованно сообщила, что на карту ошибочно зачислены деньги. Тут же неопознанный номер телефона высветился на табло. Девушка ей сказала, что одобрен займ, заявку на которую подавала моя знакомая, и ей всего лишь нужно сообщить код из смс. Все возгласы «Я не оформляла», «Я ничего не брала», «Мне не нужно» «сотрудник банка» умело отфутболивала и настаивала на своем. Разговор завершился отбоем. Знакомая не сдалась и сразу позвонила мне.
Я, конечно, объяснила, что сотрудники банка не станут звонить по телефону и убеждать совершать какие-либо действия. По сути, каждого из нас должны пригласить в отделение для оформления кредита, ипотеки или займа. А если есть личный кабинет, то все действия можно совершать онлайн.
Уже то, что звонящий вам сотрудник активен и настойчив, должно настораживать.
Что произошло? Как с этим бороться?
С недавних пор появился новый вид мошенничества: некоторые микрокредитные организации без согласия граждан выдают им займ.
Известны две схемы обмана:
Схема 1. Человек обнаруживает, что на карту поступила определенная сумма денег, и в этот же день звонит специалист микрокредитной организации с требованием вернуть заем и проценты, обычно это 1 % за каждый день.
Схема 2. Приходят деньги. Через несколько минут звонит оператор и любезно благодарит за то, что выбор пал именно на их организацию. В случае возражения соглашается отменить заем, но для этого на телефон заемщика присылают смс и просят сказать код. Однако после сообщения кода оказывается, что заем не отменен, а наоборот подтвержден.
От таких ситуации не застрахован никто. Особенно уязвимы пожилые люди, которые не всегда могут понять речь милого собеседника по телефону, что-то переспросить. Они сообщают запрашиваемые цифры и попадают в кредитные сети. Когда это выясняется, то уже поздно и надо платить по долгам.
Что делать в данной ситуации?
- Вне зависимости от схемы такого развода с вами обязательно свяжется представитель микрокредитной организации, чтобы не только убедить в том, что заем вы взяли и теперь от него вам не избавиться, но и обманом вынудить подписать согласие на микрокредит. Отвечайте, что вы ничего не брали, пусть отменяют сами, а вы будете обращаться в Центробанк и полицию. Никакие переговоы и обсуждения не ведите, варианты не принимайте.
- Если вы хотите доказать, что никакого займа не брали, то деньги трогать нельзя. Если начать их тратить, даже с намерением в дальнейшем вернуть на карту, то это сработает против вас. Тронули деньги, значит вы дали согласие на займ.
- Обратитесь в банк, на карту которого пришли денежные средства, с заявлением об ошибочном переводе. Заполнить такое заявление можно лично в отделении банка или дистанционно: служба поддержки подскажет, как это сделать. Заявление подтвердит вашу порядочность и тот факт, что деньги действительно пришли ошибочно.
- Направьте жалобы в уполномоченные органы на выбор или везде сразу: Центробанк, роспотребнадзор, полицию или прокуратуру. Все жалобы можно направить дистанционно через сайты данных организаций. Везде необходимо указывать, что никакого договора не заключали, займ не оформляли, не подписывали, никуда не обращались и деньги готовы вернуть.
Почему это происходит?
Такие мошенничества стали возможны из-за утечек данных банковских карт из банков, платежных систем, интернет-магазинов и других мест. Поэтому после данного инцидента карту лучше перевыпустить - так будет безопаснее. И помните: если вы заем не брали, то и проценты уплачивать не должны. Хотя мошенники будут стараться вас в этом переубедить: грозить судом, судебными приставами и коллекторами.
Будьте бдительны, не попадайтесь на крючок недобросовестных кредитных организаций.