Пенсионер, всю жизнь проработавшая бухгалтером, чуть не попалась на уловки мошенников
Уровень финансовой грамотности новопокровчан растет, однако мошенники постоянно находят новые способы отъема денег у населения. На этой неделе на одну жертву могло стать больше. Но Ирина Петровна вовремя остановилась. Хотя, как признается пенсионер, ее «развели, как девчонку». Она рассказала свою историю «СГ» для того, чтобы земляки, прочитав ее, стали бдительнее и не доверяли звонкам неизвестных лиц.
Как все начиналось
30 августа. Пятничный вечер. Ирина Петровна занята домашними делами. Звонок с неизвестного номера не вызвал подозрений. Она ждала, когда ей позвонит специалист, чтобы заменить водомер.
– Взяла трубку. Абонент представился сотрудником энергокомпании, – рассказывает Ирина Петровна. – Сказал, что требуется замена электросчетчика. А мне действительно требуется, и я стою на очереди. Мужчина проинформировал, что со 2 по 7 сентября поменяют счетчик. Необходимо только заключить договор. Дал номер счетчика и попросил номер СНИЛС. А я была на улице и не захотела идти в дом за документами. Так ему и сказала, что придет мастер, заполним договор. На что меня вежливо попросили продиктовать данные паспорта. А я его наизусть знаю! И машинально продиктовала. На этом беседа закончилась.
«Здравствуйте, я с налоговой»
В понедельник Ирину Петровну ждало продолжение истории, в которую она невольно влипла.
– В конце рабочего дня мне позвонили по вацапу с незнакомого номера. На аватарке – логотип налоговой службы. По роду деятельности я часто обращалась в эту организацию, поэтому знаю, как он выглядит. Сотрудник Борис сообщил, что с моего номера телефона позвонили с просьбой сменить данные налогового личного кабинета. Я, приняв его слова за чистую монету, стала доверительно рассказывать, что не звонила и менять мне ничего не надо. Борис «предположил», что, вероятно, это были мошенники, и он очень хочет мне помочь. Я испугалась и поверила!
Борис дал дальнейшие указания женщине, сообщив, что с ней свяжутся сотрудники Росфинмониторинга. При этом отметил, что ей просто жизненно необходимо пройти всю процедуру спасения средств от мошенников, которые похитили данные личного налогового кабинета.
Дубль два
Не прошло и двух минут, как через мессенджер пенсионеру поступает новый звонок. На аватарке – логотип Росфинмониторинга.
– Сотрудник был так убедителен, что даже назвал имя мошенника, который пытался совершить манипуляции с моими деньгами на счету, – продолжает Ирина Петровна. – Предложил зайти в Интернет, набрать указанное имя и убедиться, что человек в розыске и проживает на Украине. Я выполнила все указания. Действительно, этот человек живет там, в розыске за создание запрещенных в России организаций. При этом якобы специалист Росфинмониторинга продолжал оставаться на связи. Он будто бы контролировал каждый мой шаг, а я была как зомби. В итоге он подвел к тому, что я могу быть причастна к спонсированию этих самых запрещенных организаций и несу уголовную ответственность. Но помощь близка! «Я Вам помогу!», – заявил мужчина на том конце провода. А я поверила! И приняла его слова, как дар с небес.
В итоге лже-сотрудник дал новые вводные: анулировать все банковские карты, перевести деньги на страховой счет России, чтобы сохранить средства от мошенников. Тут же прислал через мессенджер пенсионеру подтверждающий документ с печатью и подписью, где прописаны, в том числе и меры ответственности женщины «за распространение информации, полученной в ходе выполнения регламентных работ». Для исключения подозрений звонивший пообещал женщине, что с ней свяжется ФСБ. Для убедительности предложил зайти на сайт организации и посмотреть номер горячей линии. С него якобы и должны были позвонить.
– Что меня подкупило, они не спрашивали номера моих карт, CVC и прочую личную информацию, мне не приходили пароли, которые должна озвучить, ссылки, на которые надо перейти, – говорит новопокровчанка. – Наоборот, сами озвучили информацию о моих счетах и кредитах.
Звонок с горячей линии
– Я только успела записать номер телефона горячей линии ФСБ, чтобы потом сверить с входящим, как раздался звонок через мессенджер, – продолжает Ирина Петровна. – На аватарке – логотип ФСБ. Номер совпадает с официальным. Отвечаю. Мужчина, который представился следователем, рассказал о всей серьезности ситуации, в которую я попала. Подтекстом звучало: «Мы спасем вас и ваши денежки!»
Этот «следователь» сообщил, что срочно надо идти к банкомату и снимать деньги. А у меня на дебетовой банковской карте их нет, только на кредитной. И они были в курсе, а меня это не смутило. Ну, думаю, ФСБ-то должно быть в курсе.
Был вечер, где-то 17.30, я сказала, что в такое время не пойду в центр к банкомату, так как далеко, общественный транспорт уже не ходит. Любезный «следователь» снова предложил помощь. Он мне вызвал такси! Причем отметил, что услуга оплачена.
Я подумала: «Ну что ж, поеду! Тем более, если у меня уведут кредитные деньги, мне еще долго придется расплачиваться с банком».
Такси подано!
Буквально через несколько минут у калитки дома Ирины Петровны стояло такси.
– Вежливый водитель действительно не взял денег! – на эмоциях рассказывает женщина. – Я еще тогда подумала, что какой сервис у наших органов, как заботятся о людях, которые попались на уловки мошенников. Но как же я была не права…
Все это время с новопокровчанкой на связи был «следователь». В суете и панике, что пенсионера могут привлечь к уголовной ответственности и лишить кредитных средств, Ирина Петровна не придала значение его словам о том, что согласно закону о гостайне она не должна никому сообщать об этом разговоре, так как операция секретная. Только потом, отойдя от стресса, женщина проанализировала свои действия и разговоры. И поняла, что ее ловко обманывали все время.
Спасительный разговор
У банкомата женщина получила новые указания. Ей сообщили, что если позвонят из банка и спросят, на что она хочет снять кредитные средства, надо ответить: «На личные нужды». Якобы мошенники могут прослушивать ее телефонный разговор.
– Руки тряслись от страха, голова не соображала, – продолжает Ирина Петровна. – Вставила карту в банкомат, набрала пин-код, нажала кнопку «снять наличные». В этот момент в телефоне пошел вызов по сотовой связи, не через мессенджер. Оказалось, что звонит сотрудник банка. Я сказала девушке, что мне надо перевести деньги на безопасный счет, ну и далее начала рассказывать всю историю. Она меня отрезвила. Выдала продолжение сама, отметив, что по этой схеме работают мошенники, так что я попалась на их удочку. В итоге порекомендовала не выходить с ними на связь и заблокировать номера. Она объяснила, что ни один сотрудник банка или организации, тем более ФСБ, Росфинмониторинга, налоговой службы не будет звонить клиенту через мессенджеры. А подделать аватарки, прислать липовые документы с печатью, произвести подмену номеров для злоумышленников сейчас труда не составляет.
Отрезвленная правдой, я вынула карту из банкомата, заблокировала номера мошенников и пошла к парковке, где меня обещало ждать такси. Но его уже не было! Пришлось проделать пеший путь домой по вечерним улицам станицы. Сначала расстроилась, а потом обрадовалась, что деньги остались у меня, а я получила хороший урок и мне не придется платить за кредит много лет, которым я не пользовалась.
Дорогие станичники! Будьте бдительнее, не ведитесь на уловки мошенников! Если возникли сомнения, перезвоните сами по телефонам горячих линий и уточните информацию. Не дайте себя обмануть!
В тему
На официальном сайте Росфинмониторинга есть сообщение:
«Росфинмониторинг обращает внимание на участившиеся случаи мошенничества, когда злоумышленники от лица сотрудников Службы рассылают электронные письма гражданам о заморозке денежных переводов и предлагают в целях якобы их разблокировки оплатить налог, издержки и т.д., а также требуют предоставить свои персональные данные с приложением документов, удостоверяющих личность.
Сообщаем, что Росфинмониторинг не осуществляет рассылку подобных писем физическим и юридическим лицам.
В этой связи убедительно рекомендуем проявлять бдительность и обо всех случаях противоправных действий со стороны третьих лиц незамедлительно ставить в известность правоохранительные органы».