{multithumb thumb_width=400 thumb_height=200}12 июля. Редакционная группа выехала в город Крымск, где в ночь с 6 на 7 июля произошла страшная трагедия. После стихийного бедствия идут шестые сутки. Наш путь занимает почти семь часов. После Краснодара мы едем с минимальной скоростью: на трассе образовались пробки. В одном направлении, в город Крымск, идут спецтехника и автомобили с гуманитарными грузами, в другом - многокилометровые колонны КамАзов, самосвалов, груженных мусоров. Из кузовов торчат серые от грязи диваны, бытовая техника, куски штукатурки, обломки деревьев. Стоит тлетворный запах болота.
Уже в начале города видим последствия наводнения. Работают техника и люди — разгребают завалы. За пять дней, как утверждают крымчане, волонтеры, добровольцы, прибывшие на помощь из разных регионов страны, провели огромный фронт работ. Но есть микрорайоны, которые еще ни один день предстоит расчищать.
Мы сворачиваем на улицу Советскую, в частный сектор. Чем дальше, тем страшнее. Практически нет ни одного уцелевшего дома и двора. Зияющие дыры в стенах саманных хат, искореженные и вывороченные с кусками бетона заборы. У каждого двора высятся горы хлама. Люди выносят все, что ещё несколько дней назад представляло предметы жизнедеятельности, - мебель, технику, бытовые приборы. Ни отстирать, ни отмыть, ни восстановить это уже невозможно. Все грузится в машины и вывозится на свалки. Волонтеры и добровольцы вместе с хозяевами жилья разгребают завалы.
По улицам ходят люди —переписывают горожан, сверяют по спискам, интересуются, кому какая помощь экстренно необходима и тут же по мере поступления, связавшись по телефону, стараются решать проблемы.
На домах мелом оставлены сообщения: «Все спасены!», «Искать сына. Телефон: 8-929.....», «Все живы!» и самые печальные... «Все погибли».
Подтопленные улицы города поделили на участки, за восстановление каждого из которых отвечают муниципалитеты края. Новопокровский штаб расположен на пересечении улиц Луначарского и Фурманова — одном из самых сложных участков. Лавируя между спецмашинами — пожарной, «скорой помощи», полиции, подъезжаем к палатке.
В полевую кухню идут один за другим крымчане. Наши повара кормят их горячим обедом — первым, вторым и поят чаем. Пока что не у всех местных жителей есть возможность приготовить еду в домашних условиях. У некоторых и дома-то теперь нет — груда деревяшек и глина. Каждому горожанину предлагают взять продуктовый набор — консервы, питьевую воду и так далее.
То и дело подъезжают автомобили и доставляют гуманитарные грузы. Продукты питания присылают со всех регионов России. Постоянно кто-то интересуется, что ещё необходимо подвести. Прямо у палатки складируют бутыли с минеральной водой, сетки с картофелем. Обеспечение продуктами налажено отлично. Более всего, как выясняется, в данный момент необходимы матрасы, одеяла, постельное белье.
Недалеко от штаба установили лотки с одеждой и обувью. Крымчане берут подходящие по размеру вещи. Тут же — гора целлофановых пакетов с пресной водой. Люди запасаются ею.
В штабе со дня трагедии дежурят представители администрации, разных организаций Новопокровского муниципалитета. Тут же в полевых условиях работают глава района А.Н. Сотников, его заместители О.А. Щербуха, С.И. Забнин. Они координируют действия земляков, прибывших на помощь крымчанам. Перед ними поставлена задача — очистить дома от грязи и мусора, провести необходимые ремонтные работы, чтобы создать людям приемлемые условия для жизни.
Из района прибыло более 100 человек — спасатели, работники управления ветеринарии, образования, представители администрации, волонтеры и прочие. Организации "пригнали" технику. Предоставили спецмашины предприниматели Гнатущенко, Гусейнов из станицы Ильинской, ОАО «Викор», КФХ «Алекс», ООО «Новопокровские тепловые сети», администрация Калниболотского сельского поселения.
Люди и техника беспрерывно работают.
За новопокровским муниципалитетом закреплено 10 улиц. Только часть из них очищена от мусора. Сегодня занимаются улицей Мира.
Мы в сопровождении С.И. Забнина отправляемся в направлении неё. В. Лиходед и А. Чернышев из ст. Калниболотской во дворе дома на перекрестке откачивают воду. Вчера вывезли около ста бочек жижы, но вода туда, где низина, снова стекается. Из соседнего дома жильцы просят ассенизаторов подъехать. Кирпичный дом стоит по колено в воде. Женщины ходят в резиновых сапогах. Они слегка отошли от шока и могут уже более спокойно говорить.
-Двое суток не знали о судьбе сестры, жива ли она, - рассказывают они. - Приехали из Краснодара и Армавира. Сестре — 79 года. Чудом спаслась. Во время наводнения по стремянке успела забраться на шифоньер. Там и сидела, пока помощь не пришла. Выкинули абсолютно все вещи из дома. Ничего не осталось.
Мы стоим у калитки. Забор пришел в негодность. Столбы уцелели, а металлопрофиль вздулся и прогнулся. Сергей Иванович обещает прислать сварщиков, чтобы подправили ограду.
На дорогу начали выходить собаки. Они, кажется, напрочь утратили способность лаять: провожают взглядом всех людей — только и всего. Говорят, с вечера, перед трагедией они предчувствовали приближающее дыхание беды - жутко выли и просились в дома. Уцелевшие животные тоже, как и люди, пережили стресс и дня два-три сидели на возвышенностях — там, где спасались от наводнения.
Мы идем вглубь улицы. В домах, которые выстояли стихию, нараспашку открыты двери и окна. В них — пустота. На стенах след оставила грязная полоса, по которой можно определить уровень воды в ту злополучную ночь, шесть суток назад. В зависимости от высоты зданий он доходил от середины окна и почти по самую крышу дома. Стены ещё не просохли. И четко видны границы. В двух домах мужчины срывают доски вздувшихся от воды полов и выкидывают на улицу. Все нужно менять.
Встречаем все больше знакомых лиц. Новопокровчане из разных организаций помогают расчищать один за другим дворы. Дома сильно пострадали. Хозяева, оправившись от стресса, тоже принимают активное участие. Люди приспосабливаются к жизни в чрезвычайных условиях.
От двора к двору обрастаем историями спасения людей. И поражаемся, как в невероятно жутких условиях они, кроме себя и родных, старались спасать соседей. В этой ситуации проявлялись и запредельные человеческие возможности.
Рассказывали, как в один из домов стремительно прибывала вода. Выбраться наружу через окна и двери семья уже не могла. Найти в воде что-либо из тяжелых предметов не было возможности. Да и счет шел на секунды. Мужчина выбивал кулаками и головой дыру в потолке, чтобы вытащить на крышу грудного ребенка и жену.
82-летняя бабушка, когда её понесло потоком воды, ухватилась за газовую трубу и шесть часов продержалась в холодной воде. При этом с бешенной скоростью мимо неё неслись потоки густой воды, смешанной с землей, илом, обломками домов и разных предметов.
Отец на вытянутых руках четыре часа держал над головой маленького ребенка. Больше всего он боялся, что умрет прежде, чем спасут ребенка. Когда подплыли спасатели, у мужчины хватило сил только на то, чтобы закинуть в лодку малыша. После этого он потерял сознание.
На третий день спасатели нашли в доме женщину, которая, обхватив стул, просидела в одной позе все это время. У нее совершенно отсутствовали какие-либо эмоции. При осмотре обнаружили многочисленные переломы.
Александр Свитенко прибыл в Крымск в 7 часов 7 июля.
- Группу новопокровчан отправили сюда ещё ночью, сразу после трагедии, - рассказывает он. - Поначалу было особенно тяжело. Люди не могли оправиться от шока. Они даже не понимали, что мы пришли им на помощь. Сейчас нас уже воспринимают, как своих и обращаются по любому поводу. С утра до вечера мы обходим дворы. Составляем списки пострадавших, определяем размер причиненного ущерба. Стоит сказать, что крымчане, которым посчастливилось избежать подтопления, приходят нам помочь.
Новопокровчане живут в полевых условиях. Спят, кто в машине, кто в палатках. Они находятся в равных с крымчанами условиях, при этом переживают беду земляков, как свою собственную, и всячески помогают справиться с горем.
Город постепенно оправляется от трагедии. Но предстоит сделать ещё очень и очень многое, чтобы вернуть в Крымск прежнюю жизнь.
Фотографии в альбоме «Крымск 12.07.2012» Сельской газеты на Яндекс.Фотках