Обычный будний день начался необычно: на утренней планерке получила задание сменить профессию журналиста на библиотекаря.
По дороге в центральную межпоселенческую библиотеку воображаю, как поговорю с хранителями человеческой мудрости, а потом возьму какой-нибудь детектив и буду читать. Мое представление о предстоящей работе сводилось к выдаче и приему книг от читателей.
... Исполняющая обязанности директора библиотеки Нина Николаевна Воронина, казалось, нисколько не удивилась моей просьбе и радушно пригласила:
- Конечно, попробуйте. Я вообще считаю, что даже молодым людям при выборе профессии обязательно нужно поработать у нас. Ведь труд библиотекаря интересен и многогранен. А вот и ваша наставница на сегодняшний день, которая введет в курс дела, - представила она заведующую сектором обслуживания Светлану Викторовну Бычкову.
- Пойдемте я покажу с чего начинается каждое утро библиотекарей, - приступила к своим обязанностям она.
Мои стереотипы о предстоящей деятельности сразу рассыпались в пух и прах. Оказалось, первое, что по приходу на работу делает библиотекарь, – подбивает статистику за прошлый день. Берутся формуляры читателей, которые посетили учреждение вчера, подсчитывается, сколько книг было выдано, данные заносятся в журнал.
Пересчитываю формуляры, среди которых оказались и так называемые семейные: в один вложены формуляры нескольких членов семьи. Весь подсчет нужно определенным образом внести в журнал. Там не ставится цифра, только точки и палочки. Для меня, человека некомпетентного, десяток читателей, отмеченных в журнале, выглядел как квадрат, перечеркнутый внутри крестом. Пока я старательно рисую точки и квадратики, Светлана Викторовна подбадривает:
- Так... Правильно... Замечательно справляетесь.
Затем нужно снова один за другим открывать формуляры, отмечая в журнале индекс категории взятой литературы и ее количество. Теперь нужно разложить формуляры в порядке присвоения им номеров, указанных на лицевой стороне.
Пока занимаюсь делами, подходит мой первый читатель – В.В. Кузнецов, который уже выбрал восемь книг. Светлана Викторовна объясняет, как правильно заполнять читательский формуляр и что за цифры указываются на листочке, приклеенном на внутренней стороне каждой книги.
Тщательно, а потому медленно выполняю те действия, на которые профессионал тратит всего пару минут. Извиняюсь за свою нерасторопность перед читателем.
- Ничего страшного, - успокаивает В.В. Кузнецов, - у меня времени много, я никуда не спешу.
Распрощавшись с ним, под руководством наставницы отправляюсь расставлять сданные книги. Оказалось, что они расположены не просто по литературным жанрам, а по библиотечно-библиографической классификации (ББК – так называют ее сотрудники). Это такие таблицы, предназначенные для организации библиотечных фондов, систематических каталогов и карточек. Их задача – раскрыть содержание произведений, представить в виде стройной научно-обоснованной системы знаний и этим максимально облегчить читателю использование библиотечных фондов.
Далее следует знакомство с читальным залом. Здесь библиотекари выполняют ту же работу, только книги не выдают на дом.
Выясняется, что почитать в рабочее время понравившуюся книгу у библиотекарей возможности нет. В свободное от обслуживания читателей время они занимаются написанием сценарных материалов, оформлением книжных выставок. Каждый из них работает по авторской и тематической программам и должен провести по три-четыре мероприятия в месяц.
В читальном зале Светлана Ивановна Новикова рассказывает, как регистрируются и подшиваются газеты и журналы. Федеральные и краевые издания в подшивках хранятся пять лет. Исключение сделано только для «Сельской газеты»: в библиотеке собраны все подшивки «СГ» с 1999 года.
Мой экскурс продолжается в методико-библиографический отдел, где идут постоянный поиск и сбор информации. К каждому журналу или газете составляется краткая аннотация статей. Об этом мне рассказала Нина Николаевна Воронина.
Она показывает отдел комплектования и обработки, где полученную литературу распределяют между всеми 17 библиотеками района.
А еще сотрудники в данном отделе занимаются ретроконверсией. Проще говоря, это перевод карточного каталога в электронный вид.
Последним местом в освоении профессии стал методико-библиографический отдел. Здесь создаются полнотекстовые базы данных (просто колоссальный пласт работы) и библиотрансформеры (библиографическое пособие, в котором собраны несколько видов издания, позволяющие использовать его как в полном виде, так и по отдельным материалам).
...Возвращаюсь на работу, в мыслях – «каша» от изобилия полученной информации, в глазах – мельтешение книжных переплетов. Но вывод напрашивался сам собой: библиотекарь – профессия с большой буквы, а люди, работающие в книжном доме, заслуживают всестороннего уважения.
Фото А. Толстых.