Запомнить меня

Быстро только сказка сказывается...

Быстро только сказка сказывается...

Сегодня я снова меняю профессию. Мой «руководитель» предупреждает сразу: «Форма одежды — рабочая». И добавляет: «Про маникюр можешь забыть». Но на что только не пойдешь ради интересного дела! Встреча назначена после полудня. Я готова, и вся в предвкушении чего-то нового и интересного. Ведь сегодня я буду осваивать старинное ремесло Кубани. Не каждый день можно побывать в роли гончара...

 

Гончар-гном

Иван Иванович Журавлев в назначенный час встречает нас у калитки.

– Готова? – спрашивает он.

– Да! – рапортую я и уже представляю, как сижу за кругом и леплю чудо-горшки.

«Руководитель» выдает рабочую форму одежды. Хозяйский фартук огромный, явно не моего размера. Но большой — не маленький. Обмотав несколько раз вокруг себя завязки, приспособила это обмундирование.

Иван Иванович, глядя на мой внешний вид, улыбается. «Гончар-гном», – шутит он и приглашает наконец-то в свою мастерскую.

Кринки молочные, горшки, кувшины, глечики, миски, чашки, макитры... Всей этой кубанской утвари, что стоит на полках, и не перечислишь.

За обжиговой печью установлено главное орудие производства — гончарный круг.

– Мне сюда? – спрашиваю Ивана Ивановича. А руки уже так и «чешутся». – Где глина? Что лепить будем?

Гончар снова улыбается.

– Быстро только сказка сказывается... Садись рядом, гном. Буду тебе уроки давать.

Школа мастера

Присаживаюсь на скамейку. Иван Иванович — за гончарный круг.

– Итак, урок первый, – говорит мой учитель. – Готовим материал. Берем замоченную заранее глину (до этого она сначала была высушена, потом пролежала в воде не один месяц). Помещаем в гипсовую форму, чтобы «вытянуть» лишнюю влагу. «Подвяливаем» три-пять дней. Только теперь приступаем к работе с материалом.

Урок второй. Берем подготовленную глину нужного количества и начинаем разминать. Теперь в процесс можешь вступить и ты.

Иван Иванович протягивает мне кусочек глины. Старательно мну его, выгоняя весь воздух. Дело, скажу вам, не из легких.

– Урок третий, – продолжает гончар. – Теперь садимся за круг. Я буду делать, а ты внимательно смотри и запоминай.

Рождение горшочка

Кусок подготовленной глины резким движением руки прикрепляется к кругу. Начинается «волшебство». Мастер ловко отцентровал будущий горшочек (фото 1). Вот у него уже появляется форма (фото 2, 3). Еще несколько оборотов круга и в руках гончара у горшочка появилось узкое горлышко (фото 4). Не успела оглянуться, как у изделия появилась ручка (фото 5).

– Ну вот и готово, – говорит Иван Иванович. – Теперь он чуть подсохнет – и в печь, на «бисквитный» обжиг. Чуть не забыл. Сейчас мы его подпишем.

Через минуту на горшочке уже красуется надпись «Сельская газета».

– Ну, теперь твоя очередь, – говорит учитель и уступает место за гончарным кругом.

Первый блин комом

Сев за круг с кусочком глины, сразу поняла, что мой первый блин будет обязательно комом. Или даже комком.

Вспоминая уроки, нажимаю педаль круга, беру глину в правую руку, размахиваюсь и резким движением прилепляю свой кусочек к кругу. И что вы думаете? Он также резко улетает с гончарного оборудования! Подбадриваемая руководителем своего проекта, беру второй комок глины. Повторяю процедуру. Получилось!

Теперь моя задача – отцентровать будущее изделие. Выдавливаю пальцами середину, но надо не переусердствовать. До дна должно оставаться миллиметров пять.

Сложно передать словами эмоции. Глина в руках словно оживает. Один неверный шаг, резкое движение – и все, ты его загубишь.

Настало время «поднимать стенку». И вот уже в моих (подчеркну — моих!) руках появляется маленький горшочек. Чуть придавишь вниз — он похож на миску, чуть сожмешь в руках — вырисовывается форма кувшина... В общем, все зависит от фантазии. Приходится постоянно мочить руки водой, чтобы не испортить форму изделия.

Я настолько увлеклась этими «перевоплощениями», что Ивану Ивановичу даже пришлось меня «притормозить».

Перехожу к следующему шагу. Делаю горлышко на кувшине. И снова полет фантазии: чуть сжал руки — высокое, надавишь на верхушку — широкое.

Конечно же до кувшина моему готовому изделию далеко. Но нечто похожее на бутылочку у меня все же вышло. По идее чтобы довести работу до конца, необходимо изделие еще дней десять сушить на воздухе, причем открытые лучи солнца и сквозняки — первые враги.

Далее – первый обжиг. При нем испаряется из изделия излишняя влага. Затем идет второй обжиг (именно он делает горшок прочным). К слову, печь разогревается до 930-980 градусов.

Изделие достают из печи только тогда, когда температура в ней упадет до 100 градусов. Иначе все кувшины, глечики, миски и плошки лопнут и потрескаются.

Далее наступает не менее творческий процесс — на новоиспеченные кувшины наносят специальные декорирующие препараты и приступают к росписи.

Потянуло на солененькое

Иван Иванович оценивает мою работу:

– Для первого раза совсем неплохо. Несколько месяцев упорных занятий и ты уже сможешь сказать: «Не боги горшки обжигают».

– А вы долго занимаетесь гончарным делом? – спрашиваю его.

– Ну, лет семь, наверное. А началось, не поверите, с чего. Захотелось мне огурчиков солененьких, да таких, которые бабушки наши солили в глиняных кадках. Огурцы такие имели очень сильный природный запах. Поискал по магазинам, такой тары не нашел. И тут пришла в голову мысль: почему бы мне самому не сделать?! Изучил много литературы, сам сделал гончарный круг, сложил печь и, как говорится, понеслась душа в рай. Так, в общем-то, и стал гончаром.

Вместо послесловия

Время, проведенное в гончарной мастерской, пролетело незаметно. Но надо было прощаться. С сожалением встаю из-за круга, отдаю свой безразмерный фартук, мажу руки кремом (глина моментально высушила кожу). Иван Иванович обещает завезти «трофей» в редакцию — кувшинчик, который он сделал для «Сельской газеты» (свое слово он, кстати, сдержал и экспонат занял достойное место в музее «СГ»).

Очередной эксперимент по смене профессии удался. Как и всегда, он принес не только новые знания в узких областях и специальностях, но и массу положительных эмоций. Ведь сегодня я не просто сменила одежду и род занятий, я попала в волшебную сказку, в которой обычный кусок глины прямо на глазах превратился в кувшинчик.

Фото А. ТОЛСТЫХ.

Joomla SEF URLs by Artio