Иногда случается, что в магазине приобретёшь залежалый товар. Сразу этого не заметишь. Как быть покупателю, чтобы впредь не ошибаться? К каким уловкам прибегают в магазинах, чтобы сбыть залежалый товар?
Уловок достаточно. Самая «ходовая» – в магазинах слегка размывают выходные данные на упаковке, размещают продукты с «критическим» сроком годности на самом видном месте, а те, что посвежее, задвигают вглубь.
Немалую лепту в обман покупателей вносят и производители.
Наверное, вам попадались продукты с такой маркировкой: «Одобрено Институтом питания РАМН». Безусловно, это внушает доверие – специалисты уважаемого академического института медицины советуют вам непременно есть этот творожок, пить сок или наслаждаться ещё каким-нибудь «чудо-продуктом». На самом деле завлекательная надпись – не более чем уловка, она означает лишь то, что продукт прошел регистрацию в Роспотребнадзоре. По правилам, надпись «одобрено» разрешено выносить только на те продукты, которые были разработаны совмест-но с НИИ питания РАМН. Но кто в нашей торговле живёт по правилам!
«Не обманешь – не продашь» – этот принцип оказался настолько живуч, что его с полным правом можно отнести не только к рыночным отношениям, но и к работе больших магазинов и супермаркетов. Причём враньё можно встретить там, где оно вовсе и не требуется. Вот надпись на этикетке с чёрным хлебом: «Постный продукт» или «Источник клетчатки». Но рецептура чёрного хлеба по определению не содержит жиров и белков животного происхождения, а любой чёрный хлеб – это уже источник клетчатки. Так же и с растительным маслом. Покупателя привлекают надписью «постный продукт». Но в растительном масле животных жиров тоже нет и быть не может.
Со сливочным маслом обман уже не такой безобидный. Надписи на этикетках гласят «мягкое» или «лёгкое». Но это, скорее всего, уже не масло, а маргарин – продукт далеко не безобидный. Его делают на основе гидрогенизированного растительного масла, содержащего
трансжиры, или молочного жира с добавкой ароматизаторов и растительных жиров. Сливочное масло по определению не может быть «лёгким», у натурального продукта жирность, как правило, не менее 70 процентов.
Последняя фишка торговли – товары с пометкой «фитнес-продукт». Это самая коварная надпись. Чаще всего она означает то, что продукт имеет
более низкую калорийность. Но это достигается за счёт того, что часть животных жиров заменили на гидрогенизированные растительные масла. Это делает продукт, мягко говоря, менее полезным – трансжиры вредны для сердечно-сосудистой системы, провоцируют набор лишнего веса – словом «фитнесом» здесь и не пахнет. Зато аромат обмана явно присутствует.
Специалисты советуют: не спешите раскошеливаться – «завлекалочки» на этикетках продуктов не всегда соответствуют действительности. А уловки производителей и торговли далеко не всегда безобидны.