Одним из колоритных старинных зданий станицы Новопокровской по праву считается постройка районной библиотеки. Глаз наблюдательного прохожего заметит каскад элементов дореволюционной кладки и архитектуры. В отличие от других старинных зданий здесь еще нет растяжек, баннеров, которые заслоняют и скрывают его красоту...
Смешанные стили
Здание появилось на свет как станичное правление Новопокровской. Есть на данный момент споры о точной дате постройки. Авторитетный для всех краеведов В. Самохвалов («Очерки о истории станицы Новопокровской») называет 1901-й. Посвятивший прошлому станицы много времени и работ А. Маслов, приводит 1901–1905 годы («По улицам старой станицы»). Есть и такая информация: в 1904-м на месте здания еще стояло деревянное бревенчатое строение прежнего волостного правления. И следовательно, можно предположить, что годом окончательной сдачи был 1906-й.
Возникает и разность мнений об архитектурном стиле здания. Закругленные обводы на правом углу детской библиотеки вполне относятся к модерну. Стилю, возобладавшему в кубанской области с начала 1910-х.
Появляется некоторое замешательство при решении столь сложной задачи. Охарактеризовал стиль здания руководитель отдела архитектуры и градостроительства района А. Марин. По его мнению, здание не имеет какого-либо ярко выраженного архитектурного стиля, но тем самым оригинально и самобытно. Как отметил в беседе Алексей Яковлевич, эклектика, смешение различных стилей – главенствующий принцип строительства начала 20-х годов прошлого века.
Рассмотрим предысторию событий. С конца 1860-х годов по 1910-е годы в Кубанской области шел процесс строительства общественных зданий. Прежде всего, станичных правлений. На первых порах использовали дорогой у нас лес. После 1870-х стало нарастать число кирпичных заводов.
Процитируем отрывок из книги Н.А. Гангур «Материальная культура кубанского казачества»: «В дореволюционный период архитектурный облик практически всех населенных мест Кубани определялся эклектическими постройками, которых было большинство. Эпоха эклектики в архитектуре Кубани простиралась до начала второго десятилетия XX века, когда главенствующее положение занял модерн. В целом «кирпичный стиль» проявился в разнообразных вариантах оформления фасадов зданий, где произвольно сочетались мотивы разностильного декора, восходящего к различным прототипам».
Загадочная арка
Итак, здание относится к эклектическому кубанскому «кирпичному» стилю. Процесс выбора места постройки, качественных стройматериалов и самого строительства прекрасно описан А.В. Масловым. Напомним только, что стройку осуществил станичный атаман Ф.Т. Катасонов. И по сей день здание вызывает восторг: прекрасный ансамбль кирпича и арочных окон, ажурных пилястр между ними, опорных колонн парадного входа с угловатым верхом над ними, оригинальная кладка, ажурные овалы у второго входа, железная крыша, тумбы-оголовки на ней, некогда соединенные железными решетками для безопасности работ. Чувствуется единый замысел. А ведь архитектора, как у большинства зданий тех лет в кубанских станицах, не было. Опытные кладчики кирпича творили, как считали нужным.
Оригинальной частью здания является более высокая его часть с толстыми в три кирпича стенами. Кладка с более низким фундаментом – гораздо более поздняя пристройка, сделанная в 60-е годы под нужды действовавшего клуба. Располагается она со стороны парка. Стоя перед главным входом, повернем налево и пройдем за угол. Во всю стену старой части здания виднеется заложенная кирпичом старая арка. Это, пожалуй, главная загадка здания. Зачем она здесь? Высказываются даже предположения об ином назначении постройки. Якобы на самом деле возвели еще один торговый дом. Арка – вход в него со стороны проезжей части дороги.
Станичное правление обозначено в официальных источниках. О его месте вспомнило порядка десяти самых старых старожилов. Да и сам характер остальных построек неопровержимо говорит об этом. Во-первых, на старых фото видна площадь перед зданием, и пространство за ним окружала изгородь. Главным элементом была арка напротив главного входа. Над самим главным входом – праздничный рушник, как напоминание о Покрове Богородицы и названии нашей станицы. Причем здесь, якобы, основная арка с другой стороны.
Во-вторых, два входа четко ориентированы по функциям помещений станичного правления. Общеизвестно, в каждом правлении две канцелярии: военное и гражданское присутствие. Главный вход как раз – военная канцелярия. Из высоких окон открывается вид на площадь перед правлением. Пройдя за ограду, казаки-призывники проводили здесь смотр перед атаманом и военным чиновником. Пластуны предъявляли совсем немного, а вот казаки конных полков – весь свой арматурный (воинский) список, положенные для коня перечни вещей. Большой размер помещения обусловлен необходимостью ведения бесчисленных бумаг военного содержания.
Гражданской канцелярии отводилось помещение поменьше, архитектурно поярче. Потому, что многое из делопроизводства вели церкви. По епархиальным источникам, их было у нас в 1905 году три. О третьей из них – Благовещенской – известно лишь две строчки, не более.
В-третьих, как сообщили в музее, очень похоже типом постройки станичное правление в нынешнем городе Курганинске.
Итак, что же за арка? Анализ цитировавшейся книги Н.А. Гангур показал следующее. Практически все кладчики, строившие станичные правления, оставляли вензельные архитектурные элементы.
Такие, что ничего не значили, кроме свидетельства мастерства работных людей. Стало быть, это вензельная арка, хорошо видимая прибывавшим со стороны станции Ея подводам и экипажам. Эту же мысль высказала в разговоре директор межпоселенческой библиотеки С.В. Шулер. Она обратила внимание, что история здания всегда была связана с книгой. Еще в бытность станичным правлением здесь проводились книжные выставки. Благоприятствовало и место. Рядом – нижний базар и Богородицкая церковь. И перекресток важнейших для станицы и региона дорог.
Соляной след
В годы гражданской войны близость здания к рынку сыграла неприятную роль. По сообщению краеведа А.А. Штратникова, это повлияло на растительный покров рядом с библиотекой. Неподалеку от станичного правления располагалась соляная лавка. При отступлении белых она подверглась погрому. Кули с солью рассыпались на углу между библиотекой и почтамтом – по обеим сторонам улицы до нынешних светофоров и вглубь современного парка. Об этом поведал его дедушка. Последствия известны многим старожилам. Более 50 лет здесь ничего не росло и не прививалось побегами. Лишь небольшой кустарник – скумпия напротив хозмага.
Озеленение удалось, когда соль ушла из почвы.
Изба-читальня
Станичное правление украсилось в 1914 году железным кованым навесом. Ведь ожидалось прибытие самого государя из Царицына. Но тот проехал другой дорогой. И вскоре навес увидел других гостей, убравших его, как напоминание о старом режиме.
В октябре 1917 года здесь, очевидно, заседает уже революционный комитет совета казачьих, крестьянских, солдатских и рабочих депутатов. Несомненно, здание занималось белогвардейцами во время ледового похода, было затем вновь станичным правлением, после, возможно, административными службами 1-й конной. И снова ревком. Связано, увы, с репрессиями против той и другой сторон. Как минимум, передачей команд. Однако вскоре жизнь его пошла по совсем другому, мирному руслу. Сначала сельсовет. Решал он большей частью хозяйственные вопросы. С первых же дней сельсовет выделил в здании помещение для избы-читальни. Далее тут же открывается агрономический музей. Со временем начавшиеся конфликты за главенство в помещении с музеем прекратились в пользу избы-читальни. Музей, якобы, перевели на нынешнюю «Розу ветров», и до августа 1942 года жуткой поры оккупации здесь с сельсоветом действовала изба-читальня. Кроме того, и гостиница-дом казака и крестьянина. Во время оккупации в здании устроили конюшню. Как и во многих школах. Станица являлась важным пунктом переброски и снабжения войск. Для чего широко использовалась конная тяга.
После памятного освобождения – опять сельсовет, межколхозный драматический театр, дом культуры и, конечно же, изба-читальня, с течением времени переименованная в библиотеку. В 60-е годы появилась упоминавшаяся пристройка. На недолгий срок библиотека уходит на улицу Блюхера в освободившийся старый дом пионеров. Но отдельные ее службы все равно присутствуют в прежнем здании.
Трагедия и успехи
В 1967 году районная библиотека окончательно занимает все помещения бывшего станичного правления. Дом культуры перешел в тот момент в новое специально построенное здание.
Полюбившиеся всем вечера-концерты стали проводить там. Сюда же перевели культотдел, находившийся с ДК на старом месте. Библиотека развернула деятельность на новом для нее уровне.
Многие достижения коллектива едва не уничтожила трагедия. При всей сложности здания ее потолок внутренних помещений – из плетеного камыша, обмазанного глиной. Периодически глина и штукатурка трескаются. В один из таких моментов туда залетел раскаленный уголек из отапливавшей помещение кочегарки. И зимней ночью вспыхнул пожар, уничтоживший многие из книжных фондов. Культотдел и библиотека восстановили их всеми доступными способами.
Библиотека являлась одним из истинных центров районной общественной жизни. Не случайно и присвоение детской библиотеке имени первого космонавта Юрия Гагарина.
Знаковыми событиями стали три установленные мемориальные доски – георгиевским кавалерам, доктору исторических наук, землячке Таисии Кудриной, по поводу заседания правительства Кубанской рады весной 1920 года.
Здание официально занесено в реестр памятников архитектуры.
Наверняка читатели найдут расхождение со своими воспоминаниями. Но это и есть одна из целей статьи.