В хуторе Новый Мир журналистов «СГ» встретили как дорогих гостей
Осеннее утро. За окном автомобиля мелькают поля, сады... Под звуки радио наблюдаем за техникой, работающей на сельхозугодьях. Едем в глубинку – хутор Новый Мир. С главной дороги съезжаем в населенный пункт. Будучи коренной жительницей района, с долей стыда признаю, что ни разу не побывала в этом месте. Сегодня многие, как и я, знают о жизни в селе лишь понаслышке. Одни представляют зеленые луга, кружку парного молока по утрам, тишь да благодать, простор для души. Другим кажется, что там запустение, упадок, пьянство и тоска. Но какова жизнь в глубинке на самом деле? Узнаем об этом...
– Первые переселенцы появились здесь еще в 1915 году. К 1925 году образовался хутор Новый Мир, – рассказывает после нашего знакомства продавец единственного в хуторе магазина Марета Арутюнова.
– Почему Новый Мир, откуда такое название? – спрашиваю ее.
– Потому что зажили наши предки здесь по-новому, с чистого листа. Ведь в результате геноцида армянского населения Западной Армении и других провинций Османской империи нашим предкам пришлось бежать с родных земель, – ответила женщина.
Пока мы беседовали с Маретой, несколько человек уже стояли в очереди и спокойно ждали, когда их обслужит любимый продавец. В магазине есть все необходимое как из продовольственных, так и хозяйственных товаров – от свежей выпечки до стиральных порошков. А добродушная Марета знает вкусы и желания немногочисленных покупателей.
Удалось пообщаться с теми, кто стоял в очереди. Приятное удивление вызвало то, что все хуторяне знают, чтят историю и предков. Это подтверждает информация на стенде у входа в магазин. Местные жители собрали старинные фотографии основателей и первых переселенцев хутора Новый Мир.
Выйдя из магазина, замечаем, как, пощипывая сочную траву, пасется стадо овец. Присматривает за ним Андрей Арутюнов.
– А чем тут еще заниматься? – спрашивает он. – Выращиваем животных для себя. В основном на мясо. Шерсть уже никому не нужна.
Как выяснилось, в Новом Мире живут в основном земледельцы. После распада колхозов люди стали самостоятельно обрабатывать земли, тем самым зарабатывая на жизнь. Об этом нам рассказал Анри Арутюнов, который вышел на улицу с чашкой ароматного кофе, чтобы составить компанию соседу, пасущему стадо. Анри занимается ремонтами и внутренней отделкой помещений. С семьей попробовали жить в городе, но вернулись на историческую родину.
– Для нас, рожденных в деревне, городская запрограммированность жизни тяжела. Идешь по улицам и чувствуешь, что не только дорога для тебя проложена, но и движение твоего внимания уже продумано за тебя – посмотри на этот баннер, загляни в витрину, почувствуй себя хорошо, купи вот это. Все ритмы нарушены, как и множество естественных для человека ценностей, таких, как живое глубокое общение, возможность побыть в тишине наедине с собой, здоровые сон, пища. Имея двоих детей, мы с супругой решили, что важнее дышать чистым воздухом, вставать вместе с солнцем и птицами, общаться с людьми, разделяющими наши взгляды, да и воспоминания о проведенном здесь детстве тянули назад.
Население хутора чуть больше ста человек, все друг друга знают. С соседнего двора вышла девушка.
– Ольга, – окликнули ее наши собеседники, – расскажи о своем сыре.
– Да нечего рассказывать, – застеснялась девушка и продолжила путь. А Анри поведал, что Ольга Цуканова – единственная в хуторе, кто владеет секретами приготовления сыра «Чечил».
Армянский веревочный сыр хранится в рассоле. По своему виду «Чечил» не похож на обычные сыры, он имеет форму нитей, заплетенных в косичку. Этими «косичками» Ольга всех угощает.
– Бывает, что кому-то может не хватить, начинают обижаться, – смеется Анри.
Выведав у Андрея и Анри все интересное, возвращаемся к магазину. Как позже выяснилось, он и является центром притяжения хуторян. У торговой точки проходят все важные мероприятия: праздники, сходы граждан. Этот же магазин является избирательным участком.
– Ох, какой праздник тут был в прошлые выходные, зря вы не приехали, – рассказывает нам Паркеф Арутюнов, супруг Мареты. – Выборы проходили, так у нас на хуторе праздник был, шашлыком всех угощали. Вообще, тут народ очень гостеприимный. Вечерами мы собираемся у магазина и играем в нарды, обмениваемся интересными событиями за день.
Есть в хуторе и свои памятные места, к которым нас повел Паркеф. Особое – часовня Субкарапет, построенная в 2006 году. За святым местом жители ухаживают, здесь же совершаются церковные обряды. Рядом расположен памятник основателям хутора Новый Мир, у которого в особые даты проходят митинги.
Пока разглядывали красивые места, к нам присоединился Гурген Арутюнов, двоюродный брат Паркефа. Вообще на хуторе все узнают очень быстро. Поэтому мы сразу привлекли всеобщее внимание. Пообщавшись с местным населением, поняли, что хутор привлекателен в любую пору года. Красивы его дома, а особенно – люди. В Новом Мире проживают хорошие и добрые хуторяне, которые давно знают друг друга, вместе переживают радости и невзгоды. Простые, трудолюбивые – они по праву заслужили всеобщее уважение. А наличие одной фамилии практически у всех немногочисленных жителей хутора говорит о том, что их объединяют общие предки.
Напоследок братья угостили нас арбузом. Казалось бы, мелочь, а сколько тепла и гостеприимства вложено в их улыбки, когда они разрезали для нас сладкую ягоду.