Станица Ильинская освобождена от немецко-фашистских захватчиков стремительным ударом 317-й и 417-й дивизий 27 января 1943 года в 1 час ночи. На протяжении многих лет с целью увековечивания памяти об участниках тех событий ильинский исторический музей ведет поисковую работу по установлению имен командиров и солдат, сбору сведений о судьбах бойцов, документов и фотографий, осуществляет информационный обмен с музеями других регионов страны, архивами Министерства обороны РФ, поддерживает связь с родственниками. Со многими ветеранами войны мы встречались лично.
В преддверии 77-й годовщины освобождения станицы Ильинской вспомним, как это было, и назовем некоторых участников боев.
Анатолий Кузьмич Яковлев. В Красной армии — с 7 июня 1942 года. Воинское звание — старший сержант. Служил в 317-й стрелковой дивизии 606-го стрелкового полка Северо-Кавказского фронта в должности химинструктора. 27 января 1943 года участвовал в освобождении станицы Ильинской. 14 января 1944-го получил орден Красной Звезды. В выписке из наградного листа сообщается: «В наступательных боях с 14 сентября 1943 года по 2 октября 1943 года в горах Кавказа Яковлев, кроме выполнения своих прямых обязанностей по химработе, вынес с поля боя 32 раненых бойца с их оружием».
Вследствие полученного на войне ранения Анатолий Кузьмич потерял левую руку и был комиссован из армии. Вернувшись с фронта, работал старшим инспектором районного финансового отдела Ильинского района.
Василий Миронович Серёгин. Воевал в 317-й стрелковой дивизии. Участвовал в освобождении станицы Ильинской и хутора Еремизино-Борисовского 27 января 1943 года. С боями дошел до Германии, там же встретил победу. После войны работал в городе Грозном мастером буровых установок. В 1980-е переехал с семьей на Кубань, в хутор Еремизино-Борисовский. Награжден орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, медалями «За боевые заслуги», «За взятие Будапешта», «За оборону Кавказа», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».
Из воспоминаний Василия Мироновича Серёгина: «Совершал переход из станицы Новоалександровской Ставропольского края. Мы остановились в Дмитриевской. Командованию надо было уничтожить силы немцев, их вооружение, расположенное в соседней станице Ильинской. Для чего туда ночью были направлены две разведгруппы. Они вдоль камышей по льду реки Калалы проникли в станицу. Глубокой ночью станица была взята. После короткого отдыха поступила команда 1-му батальону 571-го стрелкового полка выдвигаться в сторону хутора Еремизино-Борисовского. Мы построились повзводно. Вышли из Ильинской в 6 часов утра. Ночью выпал снег. Мы шли походной колонной. К сожалению, не было передних и боковых дозоров. Я как помощник командира взвода шел замыкающим. Вдруг из лощины, где были стога сена, вышли танки и открыли интенсивный пулеметный огонь. У меня перебило пулей приклад автомата. Солдаты начали разбегаться в разные стороны к камышам ручья. Танки гонялись за красноармейцами, расстреливали их, давили гусеницами. Я с командиром отделения Грачёвым убегал в сторону Ильинской. Вскоре недалеко от станицы встретил 571-й полк (командир – майор Карташков Николай Андреевич) и сообщил о трагедии. Этот эпизод мне запомнился на всю жизнь».
Воспоминания ветеранов дивизий
Сергей Николаевич Черных – начальник штаба отдельного саперного батальона 417-й стрелковой дивизии. Награжден орденами Отечественной войны I степени, Красной Звезды, Красного Знамени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги». Закончил войну в звании полковника:
«25 января 1943 года части нашей 417-й дивизии взяли станицу Успенскую, а 27 января совместно с 317-й дивизией сходу в начале ночи овладели станицей Ильинской. Было захвачено большое количество фашистов и трофеев. Днем 27 января по улицам станицы гнали пленных немцев. Немцы представляли собой жалкий вид, были одеты кто в чем. Ильинские женщины с ухватами, вилами били немцев по головам и спинам. Оккупанты за свои злодеяния в станице этого заслужили».
Пётр Петрович Коноваленко. На фронте с августа 1942 года. Воевал в 317-й стрелковой дивизии, старший сержант, награжден орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За взятие Будапешта», «За освобождение Праги», «За оборону Кавказа». Проводил огромную патриотическую работу с молодежью:
«Я служил связистом при штабе 317-й стрелковой дивизии. В ночь с 26 на 27 января комдив полковник Шварёв Николай Александрович при помощи связистов связался по радиостанции с командиром 417-й стрелковой дивизии полковником Шевченко Иваном Афанасьевичем: «Выходим из Дмитриевской на Ильинку, начинаем атаку в 1 час ночи». Точно в назначенное время в морозной ночи прогремело многотысячное: «Ура!», и дивизии ворвались в станицу.
Штаб 317-й и мы, связисты, остановились на мельнице, утомленным бойцам дали немного отдохнуть, принять скудный солдатский паек. Когда рассвело, запомнились лица жителей, особенно женщин и детей. Женщины были радостные, но многие плакали. Мы снова уходили в бой, и они, наверное, вспоминали своих мужей, сыновей, воюющих на фронтах Великой Отечественной».
Иван Фёдорович Ефанов. Призван на фронт в июле 1942 года, воевал в составе 317-й стрелковой дивизии, разведчик 571-го стрелкового полка. Начинал боевые действия в горах Кавказа под Малгобеком. В 1944-м получил тяжелое ранение в ногу. Награжден медалью «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа». Работал бригадиром, заведующим СТФ и на других должностях в колхозах «Россия» и «За мир»:
«Мы прошли от гор Кавказа по Ставрополью – Георгиевск, Минеральные Воды, Новоалександровская. 26 января оказались в станице Дмитриевской. На расстоянии 5 км севернее была моя родная станица Ильинская. Так уж получилось нежданно-негаданно, что я скоро увижу отца, мать, родных. Меня переполняла радость и гордость, что я в составе дивизии освобождаю свою станицу от немецких оккупантов. Вечером командир роты вызвал и сказал:
«Ефанов, ты местный, хорошо знаешь, как попасть в станицу. В составе группы разведчиков ночью проникните в Ильинскую, узнаете, где расположены немцы, вооружение и техника».
Прикрываясь камышами, по льду реки я через южную окраину по огородам привел своих боевых друзей к родной хате и постучал в окно. Родители, увидев нас, обрадовались. Получив сведения о местонахождении немцев, мы вернулись в Дмитриевскую и сообщили командованию.
Алексей Васильевич Анохин. Призван на фронт в марте 1943 года после освобождения станицы Ильинской. Служил в 417-й стрелковой дивизии, отдельной роте связи. Награжден медалями «За отвагу», «За оборону Кавказа», орденом Отечественной войны II степени. После войны вместе с женой Валентиной Георгиевной работал на нефтепромыслах в городе Грозном. В 1980-е годы переехали в Ильинскую.
Валентина Георгиевна Анохина. Служила в 417-й стрелковой дивизии, отдельной роте связи. В своей книге «Боевой путь 417-й стрелковой дивизии» полковник С.Н. Черных описывает: «Геройски проявили себя в боях воины-связисты, которые порой под обстрелами врага обеспечивали бесперебойную связь, устраняя под пулями порывы телефонного кабеля. Доблестно себя проявила связист ОРС Валентина Анохина». Награждена орденом Отечественной войны II степени, медалями «За оборону Кавказа», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».