- 11 декабря - Международный день гор
Путь педагога-туриста к детским сердцам был непростым. Виктор Алексеевич Мышкин путешествовал с детства. Стук колес, мелькающие за окном пейзажи большой страны зародили в маленьком мальчике большую страсть к путешествиям.
Будущий педагог, турист родился и вырос в станице Новопокровской. Родители родом из Удмуртии, и все детство семья проводила в путешествиях – поездках на Урал к дедушке и бабушке. Пытливый ум мальчишки под стук колес пытался решить интересные задачки: куда убегают деревья за окошком поезда, почему стоят на переездах автомобили, пропуская важный и грохочущий поезд? Именно тогда он почувствовал жажду путешествий.
Жизнь была щедра поучительными ситуациями, смена образовательных учреждений способствовала растущей тяге познавать новое, легко адаптироваться в незнакомых местах. В детский сад мальчик не ходил, но успел поучиться в трех школах.
Живя на окраине станицы на улице Степной, Виктор с братом и сестрой из развлечений под рукой имели раздольное поле, мячи, велосипеды, удочки и прямой выезд к речке. После домашних сельских хлопот по хозяйству, а их у семьи было много, дети бежали удить рыбу, кататься на «великах» и гонять мяч. Это принесло свои плоды – активный мальчик был в хорошей физической форме с раннего детства.
Уход за гусями, утками, коровами и зимний хоккей по-своему вносили разнообразие в нескучную жизнь сельского юнца. Любовь к хоккею развивала не только мышцы, но и смекалку. Во времена всеобщего дефицита хороших клюшек было не достать. Да и плохие имелись не у всех мальчишек, и доморощенные хоккеисты изобрели универсальный способ добычи клюшек. Спортивная школа станицы Новопокровской в то время была счастливой обладательницей деревянных стульев с изогнутыми спинками. Именно эти спинки стали объектами охоты каждого уважающего себя спортсмена, ведь из спинки одного стула в умелых руках получались две отличные хоккейные клюшки, ничуть не уступающие в качестве таким недоступным фабричным. История практически по Ильфу и Петрову, и маленькие Остапы передавали способ обретения клюшки из поколения в поколение, пока в школе не закончились стулья. Ботинки с коньками пришлось-таки купить, хоть и за большие деньги, и Виктор на льду успешно овладел навыками как вратаря, так и нападающего.
Родители, имеющие начальное школьное образование, вкладывали в детей основы традиционных жизненных принципов. Отец, механизатор-свекловод, орденоносец (награжден орденом Трудовой Славы III степени), Алексей Романович день и ночь в поле, своим примером воспитывал трудолюбие и ответственность. Мама – доярка, заботливая, добрая и любящая, не могла уделять много времени троим детям, но всем вложила любовь к семье и своей земле.
У больших и маленьких были не только домашние обязанности, все прошли профессиональное становление в уборке урожая на комбайнах в звеньях, прикрепленных к колхозу «Кубань». Перед окончанием школы два года подряд в период летних каникул Виктор отработал комиссаром звена. Летняя работа учащихся поощрялась не только денежным вознаграждением, но и выездами к морю в поселок Лермонтово, что также отложилось ярким впечатлением детства у Виктора.
Когда перед ним встал выбор определения профессии, на чаше весов стояли сельхозинститут и Армавирский пединститут. И вот прямо с полей, помывшись и переодевшись, он отправился на экзамен в пединститут и успешно провалил его. Домой ехать стыдно, решил повторить попытку на следующий год, а тем временем поступил в Армавирское ПТУ на восьмимесячные курсы и обучился специальностям водителя, тракториста, автослесаря. Это была не просто возможность получить профессию, но и жить в городе на хорошую стипендию, готовясь к повторному поступлению.
Студенческая жизнь полна радужных красок молодости, безрассудства и всеобъемлющего счастья. Веселый и компанейский студент подружился и с сокурсниками по училищу, и с теми ребятами, с которыми вместе поступали в институт. Второй раз экзамены уже были пройдены успешно, и целый год Мышкин был студентом индустриально-педагогического факультета.
Одним из признаков настоящей институтской жизни, по мнению Виктора, была студенческая романтика, а именно походы, палатка, песни у костра под гитару. Молодые и легкие на подъем ребята быстро нашли секцию по туризму при институте и организовали единомышленников. Первый поход в октябре в Отрадненский район на гору Барабан обозначил смысл его жизни – горы и туризм навеки поселились в горячем сердце. А дальше армия.
С 1984 по 1986 год он служил в ракетных войсках стратегического назначения, и почти все сослуживцы были студентами со всех республик большой страны: Азербайджана, Армении, России – многонациональный состав советских студентов собрался в Кировской области. Тайга и болота, трудности армейской жизни укрепляли и дух, и тело будущего педагога-наставника. Воспитание советского солдата было таковым, что, даже сбивая двухметровые сосульки с крыши трехэтажного здания, ты горячо и беззаветно служишь Родине.
На момент возвращения из армии одноклассники и друзья-одногодки уже оканчивали институты, а он стал второкурсником. Это было очень тяжело – войти в ритм и идти в ногу со временем, но цель получить диплом была сильна, как и желание учиться и познавать.
И снова учеба, и снова Виктор принимается на общественных началах поднимать туризм. Возродил секцию и сам вывозил студентов в походы, ведь старые друзья уже окончили институт и разлетелись кто куда. Снова сколотил группу сотоварищей, и началась туристическая жизнь.
Возвращаясь из недельных походов грязные и обросшие, пропахшие костром, усталые, но счастливые, они прыгали в троллейбус, заставляя своим видом пассажиров перемещаться в другой конец. Недовольные взгляды были нипочем смелым романтикам, ведь за плечами у них не только рюкзаки, но и трудные подъемы с непроходимым бродом горных рек, веселые песни и романтические поцелуи у костра. Они возвращались героями, преодолевая километры опасных дорог и себя прежде всего. Все проблемы бытия долгое время после возвращения из похода были нипочем, суета казалась несущественной. И так от похода до похода.
По окончании второго курса Виктор и 12 сокурсников отправились на летнюю производственную практику по туризму «Партизанские тропы Кубани». До сих пор Виктор Алексеевич с благодарностью вспоминает то время, где волею судьбы он прочувствовал счастье походов с детьми в горной местности. Семь дней в горах с выходом к морю – труд и отдых, познание себя и обучение искусству выживания. Этот период прошел в режиме инструкторской жизни, что являлось счастьем педагогическим и человеческим.
Виктор Алексеевич продолжал покорять вершины своей жизни – окончил институт, женился и хотел уж было начать преподавательскую деятельность на кафедре физкультуры в родном институте, но родители купили план и предложили строить дом на малой родине.
Как педагог в станице Виктор Алексеевич не мог трудоустроиться, и он отправился работать мастером производственного обучения в ПТУ-71 поселка Кубанского, попутно оставив свои координаты в Доме пионеров как преподаватель по туризму. Очень уж хотелось применять знания и умения – учить детей любимому делу.
В январе 1991 года Светлана Алексеевна Трушова, директор Дома пионеров, предлагает ему должность методиста по туризму и педагога. Организация туристических слетов и конкурсов в степном краю была делом непростым, но, несмотря ни на что, Новопокровский район неоднократно становился победителем по туризму в Краснодарском крае.
В 1995 году начинается новый этап в жизни педагога – построен дом и налажен туризм. Несколько удачных выпусков учеников, по сей день с благодарностью вспоминающих километры счастливых походов. Шесть человек поступают на факультет туризма. Много пройдено и пережито. Забияки и двоечники раскрывались новыми гранями в тяжелых походных условиях, разжигая костер одной спичкой, преодолевая непроходимые тропы и помогая одноклассникам, тем самым заслуживали глубокое уважение товарищей. Там, наверху, они готовили ужин, брали ответственность за других, становились взрослыми и цельными личностями.
В 2000 году Виктор Алексеевич Мышкин становится директором теперь уже Дома творчества, и туризм отходит на задний план. Ведь качественно решать задачи разного уровня одновременно невозможно, и секцию туризма он передает своему ученику Виталию Шепелеву. Тот в свою очередь будет обучать детей туризму более 20 лет.
Названия учреждения менялись, но преемственность поколений и эффективная рабочая команда всегда были залогом успешной деятельности учреждения дополнительного образования. Виктор Мышкин понимал основную мысль: дети идут заниматься творчеством по зову сердца, и необходимо не только заинтересовать, но и удержать их интерес в выбранной области. И тут важно быть не просто педагогом, а наставником и другом.
Коллектив под руководством Виктора Алексеевича сплотился, сложился. Каждый стал соответствовать той планке, которую руководитель ставит и себе, и преподавателю. Молодежь наполнила педсостав креативом и творчеством, управленческий состав в лице заместителей также нацелен на результаты прежде всего детей.
Больших успехов в Центре творчества «Родные истоки» добивается отделение хореографии, в чем первоначальная заслуга прежде всего педагога с большой буквы Ларисы Алексеевны Федяниной. Сильны в творческих достижениях ребята, посещающие прикладное отделение у педагогов Ольги Викторовны Стрельниковой и Владимира Анатольевича Борисова. Яркие и незаурядные керамические изделия учеников Борисова занимают лидирующие места по краю.
Часть педагогов не имеют профильного образования, но одарены талантом учить и любить. Учащиеся туристско-краеведческого направления под руководством Ирины Николаевны Близнюк стали победителями III Международного конкурса «Туристический код моей страны, города, поселка, района – PRO-туризм», проходившего весной 2025 года в Москве.
В муниципальном автономном образовательном учреждении дополнительного образования «Центр творчества «Родные истоки» на сегодняшний день обучаются 970 детей, работает педагогический состав – 55 человек. Каждый член команды заботится не только о максимальном охвате детей творческой деятельностью, но и заинтересованности каждого в продолжительном посещении объединений. Шахматы, танцы, робототехника, туризм – все это помогает раскрыть потенциал ребенка, зародить зерно таланта и успешности.


За плечами у директора центра пять восхождений на Эльбрус, подъемы по Кавказскому биосферному заповеднику на горы Фишт, Оштен и Пшеха-Су. Непрерывная работа директора все-таки ставится на паузу зимой, когда он уезжает в горы, катается на лыжах. Свист в ушах, крутые развороты, спуски и подъемы – все это помогает расслабиться и в то же время поддерживать физическую форму, несмотря на цифры в паспорте. Еще одна пауза летом, для недельного похода в горы вместе с командой единомышленников. Эти паузы – время перезагрузиться, набраться сил для дальнейшего подъема в гору под названием «Жизнь».




