Пройдя сквозь пекло, победили

Пройдя сквозь пекло, победили

2025 год проходил под знаком Года защитника Отечества и 80-летия Победы в Великой
Отечественной войне.

  Мы последнее поколение, которое не только видело ветеранов живыми, но и общалось и жило рядом с ними, поэтому мы решили принять участие в конкурсе «Защитники Отечества в моей семье!» и рассказать о своих родственниках, участниках Великой Отечественной войны, оставившей след в каждой семье нашей великой страны. Не обошла она и мою семью.
   Самый старший защитник нашей Родины – мой дед Ванифатий Павлович Тагильцев, он участник двух войн. На Первой мировой ему повезло – вернулся живым и здоровым, принял Великую Октябрьскую революцию, растил шестерых детей, среди них моя мама Ольга Ванифатьевна.

najdenova-2

 

Ванифатий Павлович Тагильцев. / Фото предоставлено автором

najdenova-3

 

Иван Алексеевич Соцких. / Фото предоставлено автором

   22 июня 1941 года гитлеровская Германия без объявления войны вторглась на территорию нашей Родины, и мой дед снова пошел ее защищать. Под Берлином он был серьезно ранен, комиссован, но, несмотря на раны,  принимал активное участие в восстановлении разрушенного хозяйства. В день  его похорон на свет появилась я.
  Мой дядя, старший брат моего отца, Николай Алексеевич Соцких,  призван в армию в самом начале войны. В одном из боев он погиб, похоронен в братской могиле и до недавнего времени считался без вести пропавшим. При перезахоронении останков у моего дяди обнаружили медальон, так мы узнали место его гибели, а его фамилия появилась на обелиске в том месте, где он погиб.
  Что касается моего отца, Ивана Алексеевича Соцких, он родился в 1925 году, и на начало войны ему исполнилось 16 лет. Через год он прибавил себе возраст и отправился на фронт. В это время наступление немцев в полосе Центрального фронта было окончательно сломлено, завязалось самое крупное встречное танковое сражение Второй мировой войны, в котором с обеих сторон участвовало 1 200 танков и самоходных орудий. Небольшой кусочек земли превратился в кипящий котел. Не менее жарко было и в небе. В это пекло войны и был направлен 37-й гвардейский стрелковый полк, куда был зачислен мой отец. Через несколько дней начался его первый бой, о котором он вспоминал так: «Было страшно видеть пожарище войны, слышать гул самолетов. Опыта не было никакого. Но рядом шли командиры, которые показывали пример мужества, бесстрашия. Вспоминалось все: родные места, дом, родители. И главная мысль: надо победить врага  во что бы то ни стало.
  Так, с боями продвигались по Курско-Орловской и Житомирской земле до города Чермиза. В одном из сражений отец был ранен. После госпиталя его отправили в полк, который ушел вперед на запад. Только через десять дней он попал к своим. Почти год служил в действующей армии, с боями продвигались по Белорусской земле, участвовали в освобождении Минска, Пинска, Бреста, где он был тяжело ранен осколком в грудь. Снова госпиталь, а потом – на фронт. Прошли с боями Латвию, Литву, Эстонию. Когда освобождали Польшу, один из снарядов попал в сосну, при падении она повредила отцу ногу. Больше месяца он пролежал в госпитале. В конце апреля 1945 года выписался, а 1 мая снова вступил в бой. Полк шел правее Берлина, пошли вверх по Одеру, освободили города Альдом и Найрупень. Это был последний бой моего отца, солдата Советской армии.  
  Изучая архивные документы,  я с гордостью выяснила, что мой отец был храбрым воином, за что награжден орденами Отечественной войны II степени, Славы III степени, медалью «За отвагу».
2 октября 1945 года он демобилизовался и вернулся домой, где его ждала верная подруга, моя мама. В 1947 году они поженились и прожили вместе больше 50 лет. Он всегда с горечью вспоминал о солдатах Второй мировой, погибших на полях сражений.
  Нравственный долг всех, кто живет ныне благодаря подвигу защитников Отечества, не только помнить, но и передать новым поколениям, какой ценой была завоевана победа.

Р. Найденова, ветеран педагогического труда.