Учащиеся СОШ № 7 постигают азы садоводства и овощеводства на своем пришкольном участке.
Всякий раз, попадая в зеленые объятия уютного двора этой малокомплектной школы, испытываешь радость за то, что и в сельской глубинке есть достойные подражания образовательные учреждения. Не у всех дома увидишь такой великолепный ансамбль плодовых и декоративных растений. Но в СОШ № 7 он предназначен не только для созерцания.
Что посадить и как вырастить?
Все культурные насаждения — это одна большая лаборатория под открытым небом, в которой дети получают навыки посадки деревьев и цветов, ухода за садом, обучаются современным приемам выращивания овощей и ягод, познают взаимосвязь природы и человека, и на основе приобретенных экологических знаний успешно защищают на муниципальном и региональном уровнях свои исследовательские работы.
На пришкольном участке ученики под руководством педагогов проводят опыты по сортоиспытанию, подбору и размещению растений, чередованию культур, применению тех или иных агроприемов.
Зеленый остров
На входе в благоустроенный и живописный школьный двор нас встречают стройные белоствольные березки. По соседству с ними раскинулись вечнозеленые хвойники. Вдоль аккуратной площадки, вымощенной тротуарной плиткой, разбито множество клумб с однолетними и многолетними растениями. Высаженные на них цветы радуют яркими красками с весны до поздней осени. Особое внимание привлекают сортовое разнообразие роскошного розария, изящный кустарник тамарикс и большие, ветвистые канны. Не уступают «великанам» в украшении газонов и представители нижнего яруса цветов осени. Чудесные октябринки провожают нас до сада.
При закладке насаждений учащиеся и педагоги подбирают породы и сорта с учетом почвенных и климатических условий нашего района. Но не исключают экспериментов, которые на деле оказываются весьма успешными. Так, в школе заложили опыт по выращиванию японской сакуры, дикой груши, дикой сливы и других растений, не традиционных для этой местности.
Среди косточковых и семечковых культур особое место занимает персик. Садоводы СОШ № 7 постоянно расширяют посадки сладких плодов. Также учебно-опытный участок включает ягодник и виноградник. Секреты овощеводства закрытого грунта учащиеся постигают в теплице, которая уже много лет функционирует на территории школы. Под пленкой юные агрономы учатся выращивать зелень, томаты, огурцы. Для защиты овощей от болезней и вредителей используют только биологические препараты.
Большое внимание уделяется оборудованию учебно-опытного участка. Установлена система капельного орошения, постепенно идет обогащение рабочего инструментария.
Растения, выращенные в СОШ № 7, сегодня можно увидеть во многих школах района, в парковых зонах, во дворах жителей поселка. Плоды своего труда учащиеся и педагоги приносят в дар землякам.
Еще одно экологическое пространство – огород. Под руководством учителей дети сеют семена овощных культур, ухаживают за всходами растений, поливают грядки, следят за сорняками, а летом и осенью с радостью собирают выращенный собственным трудом урожай.
Копилка достижений
– Пришкольный учебно-опытный участок — это основа агрономического и экологического воспитания учащихся, – рассказывают педагоги. – Он позволяет решать такие важные задачи, как профориентация, знакомство с сельскохозяйственными профессиями, получение трудовых навыков работы с растениями, изучение экологически чистых технологий возделывания сельскохозяйственных культур, а также понятия рационального природопользования. В 2016 году школа заняла второе место в крае на фестивале достижений учебно-опытных участков, а также стала победителем муниципального этапа краевого конкурса на лучшую модель организации трудового обучения и воспитания на уроках и во внеурочной деятельности в образовательных организациях Кубани.
Школа тесно сотрудничает с краевым эколого-биологическим центром, участвует в конкурсах, которые он проводит. Так, недавно СОШ № 7 стала победителем смотра-конкурса достижений учебно-опытных участков образовательных учреждений края «Щедра кубанская земля» в номинациях «Лучшая агитбригада» и «Практическая исследовательская работа в области сельского хозяйства» и заняла второе место в номинации «Лучшее оформление экспозиции».
По пути в профессию
Одним из направлений эколого-биологического образования и трудового воспитания учащихся СОШ № 7 является агрокласс. В нем обучаются учащиеся среднего звена и старшеклассники. Ребята изучают агротехнику с основами агробизнеса, осваивают технологию выращивания сельскохозяйственных культур закрытого грунта, занимаются проектной деятельностью. Одна из главных задач агрокласса — закрепить молодежь на селе, чтобы после школы выпускники поступали в высшие учебные заведения сельскохозяйственного уклона и, получив образование, возвращались на родную землю высококлассными специалистами.
Общее дело
Весь коллектив СОШ № 7 старается сделать свою школу краше, уютнее. Любимый девиз учащихся: «Школа – наш дом, мы хозяева в нем!» А задает тон этой важной работе руководитель – директор образовательного учреждения Владимир Иванович Нехорошев. Его энергия, энтузиазм, любовь к своему делу помогают настроить коллектив на решение педагогических задач и успешно их реализовывать, в том числе, как мы убедились, по экологическому воспитанию учащихся. По инициативе руководителя школа занялась выращиванием роз. Педагоги сами заложили опыт окулировки шиповника и добились положительных результатов. Сегодня царица цветов – особая гордость коллектива и его увлечение, которое передалось и другим школам района.
Вообще, по словам педагогов, любой житель поселка может участвовать в озеленении пришкольного участка, посадить дерево или цветы. Эту добрую традицию здесь намерены сберечь и для последующих поколений.
От теории к практике
– Эколого-биологическое образование включено в учебный план школы и реализуется на всех этапах обучения, с 1 по 11 классы, – говорит заместитель директора по учебно-воспитательной работе Людмила Петровна Кухтинова. – Учащиеся познают окружающий мир природы через изучение предметов естественного цикла, внеурочную деятельность, систему элективных курсов, вовлечение учащихся в проектно-исследовательскую работу.
Теоретические знания ребята закрепляют практическими навыками, работая на клумбах, в саду и огороде. Педагоги привлекают детей к участию во всех видах работ по уходу за растениями, поддержанию чистоты на производственных площадках. За каждым классом закреплен свой участок.
Каждый год в школе традиционно проходят акции по благоустройству и озеленению ее территории. В этой работе участвует весь коллектив учителей и учеников. Активно поддерживают школу в этом деле родители учащихся, фермеры и просто жители поселка.
Также ребята проводят природоохранные акции по очистке речных берегов, высадке деревьев вблизи водоемов, изготовлению и развешиванию кормушек для птиц.
«Наша задача, – отмечают учителя, – привить детям любовь и уважение к природе, навыки работы на земле, а также мотивировать детей на выбор профессий сельскохозяйственного профиля». Школа должна не только приобщать подрастающее поколение к знаниям, но и учить думать, жить, трудиться на земле, находить свое призвание. Как результат – многие выпускники СОШ № 7 связывают свою будущую специализацию с аграрным сектором.
– В рамках реализации подпрограммы «Мы вместе трудимся во благо» каждый класс вносит свою лепту в благоустройство и озеленение школьного двора, – присоединяется к беседе заместитель директора по воспитательной работе Наталья Евгеньевна Филиппова. – Под руководством классных руководителей учащиеся высаживают однолетние и многолетние растения, участвуют в конкурсе «Оденем планету в зеленое платье», с наступлением весны проводят «ревизию» палисадников, обновляют ассортимент цветов.
Фото А. Толстых.