Покупки онлайн, общение в соцсетях, переводы, оплата через Интернет, получение различных услуг. Все больше людей экономит время и, не выходя их дома или рабочего кабинета, использует удобные онлайн-сервисы... и каждодневно рискует оказаться под прицелом мошенников.
15 марта Главное управление МВД России по Краснодарскому краю провело пресс-конференцию в онлайн-формате с журналистами СМИ Кубани. Правоохранители подвели итоги деятельности по профилактике и пресечению киберпреступлений в 2021 году и рассказали о распространенных уловках мошенников.
Участники конференции отметили, что в прошлом году зарегистрировано около 10 тысяч киберпреступлений, у населения похищено более 100 миллионов рублей. Большая часть пострадавших - это люди возрастной категории 45+.
«Наверное, каждый из нас получал звонки от «службы безопасности банка». В прошлом году в Краснодарском крае был найден такой кол-центр, в котором работало около 20 сотрудников. Сейчас в производстве находятся еще два похожих дела», — сообщил начальник Управления уголовного розыска ГУ МВД России по Краснодарскому краю полковник полиции Александр Бондарев.
Некогда популярный способ рассылки сообщений «Я попал в беду! Срочно перечислите деньги!» уходит в прошлое. В настоящее время есть несколько стандартных схем злоумышленников. Например, люди договорились о покупке, у покупателя запрашивают контактные данные и присылают ссылку на сайт курьерской службы, как потом оказывается, фейковой. Мошенники получают доступ к деньгам и данным банковских карт.
В соцсетях постоянно приходит сообщение, что вы победитель конкурса, но вы о нем впервые слышите. А вам предлагают денежное вознаграждение. И пошли по ссылкам за подарком...
Если вы оставили где-нибудь в сетях номер телефона, то он может попасть в базу черных брокеров. Вам будут надоедливо звонить разные люди и предлагать заняться торговлей на бирже. Менеджер вам поможет скачать некий софт, завести аккаунт, предложит вложить деньги и начать торги на бинарных опционах. Сначала дают выиграть и порадоваться, а через два-три месяца человек остается с пустыми счетами, без недвижимости, с кредитами. Деньги оседают в криптовалюте или уходят за рубеж.
Мошенники начали использовать поддельные сайты для проверки данных банковских карт на соответствие слитой базы...
Зачастую люди самонадеянно думают, что они подкованы в вопросах кибербезопасности и их обмануть невозможно. Но, как показывает практика, абсолютно любой человек может попасть в сети злоумышленников.
Если позвонили из «службы безопасности банка», нужно обратиться в банк. Если переслали трогательный портрет ребенка и просят перечислить деньги на его лечение, ищите информацию о благотворительной организации.
Внешний специалист-психолог ГУ МВД России по Краснодарскому краю Анна Бзыкова посоветовала позаботиться о безопасности доверчивых пожилых родственников. Сделать для них памятку. В ней следует написать рекомендации, как вести себя при подозрительном звонке. Бабушки и дедушки должны не бояться ответить незнакомцам, что им нужно подумать над предложением или посоветоваться с родственниками. «Позвоните близкому человеку и проверьте, как он поведет себя при звонке с подозрительного номера», - порекомендовала она.
Также Александр Бондарев напомнил, что некоторые банки предоставляют полезную услугу по контролю за операциями близких людей. Если пожилой родственник неожиданно оформит кредит на крупную сумму, вы сможете заблокировать операцию как подозрительную.
«Как классифайд заботится о безопасности своих пользователей на примере онлайн-площадки Авито»
Жанна Чичерова, руководитель пресс-службы Авито по ЮФО и СКФО:
-В 2021 году сайт объявлений Авито стал первым в мировом рейтинге классифайдов по данным сквозной аналитики Similar Web. На платформе ежедневно взаимодействует более 50 млн россиян и размещается более 600 тысяч новых объявлений. Авито уделяет огромное внимание обеспечению безопасности в работе на платформе. Мы на постоянной основе внедряем новые инструменты для повышения безопасности сделок, а также проводим масштабную кампанию для повышения уровня цифровой грамотности пользователей.
Авито Доставка – при ее оформлении деньги резервируются на защищённом счете и переводятся продавцу только после получения товара. При этом пользователь может отслеживать перемещение посылки в своем аккаунте.
В конце прошлого года мы внедрили сервис двухфакторной аутентификации, благодаря которому пользователь может дополнительно защитить данные внутри аккаунта. Пользователь может выбрать в личным кабинете опцию «Безопасный вход» - вход с нового устройства в этом случае нужно будет подтвердить с помощью кода из смс или пуш-уведомлений.
В феврале Авито стал первым сервисом, реализовавшим верификацию аккаунта через Госуслуги с помощью приложения «Госключ» в рамках масштабного проекта Минцифры России. После прохождения проверки профиль получает специальный значок, который позволяет удостовериться, что человек имеет подтверждённый профиль на портале Госуслуг. Новый сервис позволяет повысить уровень доверия между продавцом и покупателем, а также увеличить безопасность онлайн-сделок на платформе.
Мы ввели целую систему значков, которые помогают пользователям принять решение о выборе продавца, исполнителя или работодателя на платформе: значок «Документы проверены» для продавцов в разделе Товаров и услуг, значок «Проверенный партнер» для проверенных диллеров в разделе Авто, значок «Компания проверена» для работодателей в разделе «Работа», значок «Квартира проверена» для арендодателей в разделе краткосрочной аренды недвижимости. Эти отметки выдаются по итогам дополнительных проверок и позволяют повысить уровень доверия на платформе.
На Авито существует система отзывов и рейтингов, которая также помогает пользователям сделать осознанный выбор.
Искусственный интеллект в чате Авито предупреждает о возможной опасности- при получении фишинговой ссылки или запроса на отправку персональных данных пользователю придёт предупреждение об этом.
Онлайн-покупки являются частью современной действительности. Чтобы спокойно совершать покупки в интернете, мы обучаем пользователей 4 основным правилам цифровой гигиены:
- Никогда не передавать посторонним данные банковских карт (в том числе CVV/CVC-код банковской карты или коды из СМС-сообщений от банка);
- Не переходить по ссылкам, которые присылают другие пользователи.
- Оформлять доставку только на официальном сайте (платформе или приложении).
- Обсуждать подробности сделки только во встроенном мессенджере сайта, а не по телефону или в сторонних мессенджерах.
Благодаря внедрению новых технологий и работе по повышению цифровой грамотности населения, число жалоб на недобросовестных пользователей за последние два года снизилось в 10 раз. Мы продолжаем развивать инструменты цифровой безопасности, которые помогают пользователям Рунета совершать сделки в защищенной среде.