Запомнить меня

«Я – следователь. Только тсс, никому не рассказывайте…»

«Я – следователь. Только тсс, никому не рассказывайте…»

Пенсионер, всю жизнь проработавшая бухгалтером, чуть не попалась на уловки мошенников

Уровень финансовой грамотности новопокровчан растет, однако мошенники постоянно находят новые способы отъема денег у населения. На этой неделе на одну жертву могло стать больше. Но Ирина Пет­ровна вовремя остановилась. Хотя, как признается пенсио­нер, ее «развели, как девчонку». Она рассказала свою историю «СГ» для того, чтобы земляки, прочитав ее, стали бдительнее и не доверяли звонкам неизвестных лиц.

Как все начиналось

30 августа. Пятничный вечер. Ирина Петровна занята домашними делами. Звонок с неизвестного номера не вызвал подозрений. Она ждала, когда ей позвонит специалист, чтобы заменить водомер.
– Взяла трубку. Абонент представился сотрудником энергокомпании, – рассказывает Ирина Петровна. – Сказал, что требуется замена электросчетчика. А мне действительно требуется, и я стою на очереди. Мужчина проинформировал, что со 2 по 7 сентября поменяют счетчик. Необходимо только заключить договор. Дал номер счетчика и попросил номер СНИЛС. А я была на улице и не захотела идти в дом за документами. Так ему и сказала, что придет мастер, заполним договор. На что меня вежливо попросили продиктовать данные паспорта. А я его наизусть знаю! И машинально продиктовала. На этом беседа закончилась.

«Здравствуйте, я с налоговой»

В понедельник Ирину Петровну ждало продолжение истории, в которую она невольно влипла.
– В конце рабочего дня мне позвонили по вацапу с незнакомого номера. На аватарке – логотип налоговой службы. По роду деятельности я часто обращалась в эту организацию, поэтому знаю, как он выглядит. Сотрудник Борис сообщил, что с моего номера телефона позвонили с просьбой сменить данные налогового личного кабинета. Я, приняв его слова за чистую монету, стала доверительно рассказывать, что не звонила и менять мне ничего не надо. Борис «предположил», что, вероятно, это были мошенники, и он очень хочет мне помочь. Я испугалась и поверила!
Борис дал дальнейшие указания женщине, сообщив, что с ней свяжутся сотрудники Росфинмониторинга. При этом отметил, что ей просто жизненно необходимо пройти всю процедуру спасения средств от мошенников, которые похитили данные личного налогового кабинета.

Дубль два

Не прошло и двух минут, как через мессенджер пенсионеру поступает новый звонок. На аватарке – логотип Росфинмониторинга.
– Сотрудник был так убедителен, что даже назвал имя мошенника, который пытался совершить манипуляции с моими деньгами на счету, – продолжает Ирина Петровна. – Предложил зайти в Интернет, набрать указанное имя и убедиться, что человек в розыске и проживает на Украине. Я выполнила все указания. Действительно, этот человек живет там, в розыске за создание запрещенных в России организаций. При этом якобы специалист Росфинмониторинга продолжал оставаться на связи. Он будто бы контролировал каждый мой шаг, а я была как зомби. В итоге он подвел к тому, что я могу быть причастна к спонсированию этих самых запрещенных организаций и несу уголовную ответственность. Но помощь близка! «Я Вам помогу!», – заявил мужчина на том конце провода. А я поверила! И приняла его слова, как дар с небес.
В итоге лже-сотрудник дал новые вводные: анулировать все банковские карты, перевести деньги на страховой счет России, чтобы сохранить средства от мошенников. Тут же прислал через мессенджер пенсионеру подтверждающий документ с пе­чатью и подписью, где прописаны, в том числе и меры ответственности женщины «за распространение информации, полученной в ходе выполнения регламентных работ». Для исключения подозрений звонивший пообещал женщине, что с ней свяжется ФСБ. Для убедительности предложил зайти на сайт организации и посмотреть номер горячей линии. С него якобы и должны были позвонить.
– Что меня подкупило, они не спрашивали номера моих карт, CVC и прочую личную информацию, мне не приходили пароли, которые должна озвучить, ссылки, на которые надо перейти, – говорит новопокровчанка. – Наоборот, сами озвучили информацию о моих счетах и кредитах.

Звонок с горячей линии

– Я только успела записать номер телефона горячей линии ФСБ, чтобы потом сверить с входящим, как раздался звонок через мессенджер, – продолжает Ирина Петровна. – На аватарке – логотип ФСБ. Номер совпадает с официальным. Отвечаю. Мужчина, который представился следователем, рассказал о всей серьезности ситуации, в которую я попала. Подтекстом звучало: «Мы спасем вас и ваши денежки!»
Этот «следователь» сообщил, что срочно надо идти к банкомату и снимать деньги. А у меня на дебетовой банковской карте их нет, только на кредитной. И они были в курсе, а меня это не смутило. Ну, думаю, ФСБ-то должно быть в курсе.
Был вечер, где-то 17.30, я сказала, что в такое время не пойду в центр к банкомату, так как далеко, общественный транспорт уже не ходит. Любезный «следователь» снова предложил помощь. Он мне вызвал такси! Причем отметил, что услуга оплачена.
Я подумала: «Ну что ж, поеду! Тем более, если у меня уведут кредитные деньги, мне еще долго придется расплачиваться с банком».

Такси подано!

Буквально через несколько минут у калитки дома Ирины Пет­ровны стояло такси.
– Вежливый водитель действительно не взял денег! – на эмоциях рассказывает женщина. – Я еще тогда подумала, что какой сервис у наших органов, как заботятся о людях, которые попались на уловки мошенников. Но как же я была не права…
Все это время с новопокровчанкой на связи был «следователь». В суете и панике, что пенсионера могут привлечь к уголовной ответственности и лишить кредитных средств, Ирина Петровна не придала значение его словам о том, что согласно закону о гостайне она не должна никому сообщать об этом разговоре, так как операция секретная. Только потом, отойдя от стресса, женщина проанализировала свои действия и разговоры. И поняла, что ее ловко обманывали все время.

Спасительный разговор

У банкомата женщина получила новые указания. Ей сообщили, что если позвонят из банка и спросят, на что она хочет снять кредитные средства, надо ответить: «На личные нужды». Якобы мошенники могут прослушивать ее телефонный разговор.
– Руки тряслись от страха, голова не соображала, – продолжает Ирина Петровна. – Вставила карту в банкомат, набрала пин-код, нажала кнопку «снять наличные». В этот момент в телефоне пошел вызов по сотовой связи, не через мессенджер. Оказалось, что звонит сотрудник банка. Я сказала девушке, что мне надо перевести деньги на безопасный счет, ну и далее начала рассказывать всю историю. Она меня отрезвила. Выдала продолжение сама, отметив, что по этой схеме работают мошенники, так что я попалась на их удочку. В итоге порекомендовала не выходить с ними на связь и заблокировать номера. Она объяснила, что ни один сотрудник банка или организации, тем более ФСБ, Росфинмониторинга, налоговой службы не будет звонить клиенту через мессенджеры. А подделать аватарки, прислать липовые документы с печатью, произвести подмену номеров для злоумышленников сейчас труда не составляет.
Отрезвленная правдой, я вынула карту из банкомата, заблокировала номера мошенников и пошла к парковке, где меня обещало ждать такси. Но его уже не было! Пришлось проделать пеший путь домой по вечерним улицам станицы. Сначала расстроилась, а потом обрадовалась, что деньги остались у меня, а я получила хороший урок и мне не придется платить за кредит много лет, которым я не пользовалась.
Дорогие станичники! Будьте бдительнее, не ведитесь на уловки мошенников! Если возникли сомнения, перезвоните сами по телефонам горячих линий и уточните информацию. Не дайте себя обмануть!

В тему
На официальном сайте Росфинмониторинга есть сообщение:
«Росфинмониторинг обращает внимание на участившиеся случаи мошенничества, когда злоумышленники от лица сотрудников Службы рассылают электронные письма гражданам о заморозке денежных переводов и предлагают в целях якобы их разблокировки оплатить налог, издержки и т.д., а также требуют предоставить свои персональные данные с приложением документов, удостоверяющих личность.
Сообщаем, что Росфинмониторинг не осуществляет рассылку подобных писем физическим и юридическим лицам.
В этой связи убедительно рекомендуем проявлять бдительность и обо всех случаях противоправных действий со стороны третьих лиц незамедлительно ставить в известность правоохранительные органы».

 

Joomla SEF URLs by Artio