Запомнить меня

Резных дел мастер

Симон Оганезович Нерсесян
Резных дел мастер

Симон Оганезович Нерсесян: «Эту рыбу я подарю Александру Николаевичу Ткачеву»Здесь удивительным образом сочетаются бытовая техника и, отбивающие минуты, старинные часы в резном деревянном корпусе, рукотворные элементы деревянного зодчества и новенький ноутбук, множество современных станков и наборы специальных инструментов. И все это окутано дурманящим запахом древесины в мастерской талантливого человека, поэта, члена Союзов писателей России и Армении, самобытного резчика по дереву Симона Оганезовича Нерсесяна.

Год назад тбилисский армянин выбрал домик в Горькой Балке в качестве будущей творческой мастерской, где, отгородившись от повседневных забот и будничных проблем, можно спокойно заняться любимыми делами.

Cпособность к рисованию проявилась в нем c раннего детства.

– Родители думали, что я стану художником, всячески поощряли мое стремление к изобразительному искусству, – рассказывает он. – Я учился в пятом классе, когда отец из Москвы привез новенький аккордеон, и меня отправили на прослушивание в музыкальную школу. Вся проблема состояла в том, что у меня абсолютно нет слуха, тем не менее приняли. Стал я учиться игре на музыкальном инструменте...

После года обучения состоялся отчетный концерт, где я исполнил пьесу «Гуси-лебеди», которую с большим трудом удалось выучить. Мои одноклассники уже играли классические произведения, а я – свои «гуси-лебеди». Как-то в гости к нам приехали родственники, увидели аккордеон, попросили сыграть... – смеется Симон Оганезович. – Отец, в очередной раз услышав мою игру, смирился с нежеланием учиться музыке.

Последнее увлечение – художественная резьба по дереву, народное ремесло, которое так затянуло Нерсесяна, что все свободное время он посвящает ему.

Начал заниматься этим видом декоративно-прикладного творчества случайно. В одном книжном магазине попалась на глаза книга Александра Федоровича Афанасьева «Резьба по дереву» с иллюстрациями и подробным описанием всех этапов работы. Загорелся и решил попробовать.

– Я человек очень настойчивый, – характеризует себя Симон Оганезович. – Сам себе обещаю, что что-то сделаю, и обязательно этого добиваюсь. В книге мне понравилась фотография вырезанной из трех частей рыбы. Понятно, что из небольшой заготовки вырезать часть, чтобы внутри она была полой, проще. Но я никогда не искал легких путей, поэтому решил вырезать похожую, но из цельного куска дерева. На работу потрачено семь лет. Конечно, занимался резьбой только в свободное время. Причем пошел дальше, чем автор книги: внутри своей рыбы я вырезал еще одну.

Он с гордостью продемонстрировал нам результат семилетнего труда: метровое сказочное чудо с «кружевной» чешуей, проглотившее собрата меньшего размера.

Как не восхититься кропотливостью, усидчивостью и терпением мастера, берущего в руки обычный кусок дерева, но видящего в нем будущую объемную скульп­туру.

Скромно выслушав наши восторги, Симон Оганезович делится планами:

– Эту рыбу и вырезанный герб Кубани я подарю Александру Николаевичу Ткачеву. – Как думаете, ему понравится?

Свои шедевры мастер начинает создавать с выполнения рисунка резной композиции (на этом этапе работы как нельзя кстати пригодилось умение рисовать). Потом он переводит его на заготовку, вырезает, используя для различных элементов специальные инструменты: косые ножи, стамески, наждачную бумагу, целую палитру оттенков морилки, лаки.

В итоге природный материал в руках мастера приобретает эстетическую форму, раскрывает неповторимую красоту текстуры дерева, подчеркнутую оттеночными морилками.

Работы Симона Оганезовича разноплановые. От элементов, которые впоследствии украсят собой кресло, до декоративных настенных бабочек. Во многих работах отражен один из любимых мотивов кавказских народов – виноградная лоза. Вырезанная умелыми руками мастера, она, кажется, источает тончайший аромат обласканной солнцем спелой ягоды.

В настоящий момент Симон Оганезович трудится над очередной поделкой. На верстаке закреплена доска красного дерева, на одной половине которой уже явственно проступил орнамент из плетущихся роз.

– Красное дерево – дорогой материал, очень твердый и красивый. С ним непросто, но приятно работать. Потрогайте...

Действительно, на вид небольшая заготовка оказалась весьма нелегкой и...теплой. Показал он нам рисунок будущей композиции. Глядя на него, даже не верится, что такая красота со временем проявится во всей красе на дереве, пусть даже и благородной породы.

– У каждого дерева не только свой рисунок и аромат, – поясняет мастер, – но и тактильные ощущения, правда, всегда приятные.

На вопрос: «Зачем столько станков, если практически все работы выполняются вручную?» – Симон Оганезович ответил:

 – Я планирую из этого дома сделать музей-усадьбу народному деревянному зодчеству. Хочу, чтобы люди приходили, любовались пластикой дерева, его теплотой, красотой цвета. Возможно, кто-то из молодежи захочет научиться этому ремеслу, и оно будет жить и в Новопокровском районе.

На прощание мастер подарил две свои работы, которые нашли достойное место в музее умельцев «Сельской газеты».

Фото А. Толстых.

Joomla SEF URLs by Artio