«Следующая остановка — улица Трудовой Славы»... Я и моя подружка выходим из троллейбуса, оглядываясь в поисках улицы Гидростроителей. Именно на этой улице, в одном из домов живет Петр Степанович Бутков, ветеран ВОВ. Прибыли мы к нему неслучайнно, а по заданию нашего преподавателя по теории и практике массовой информации, чтобы встретиться и взять интервью. Петр Степанович последние десять лет работал электромехаником в нашем университете.
В ожидании чего-то необычного, что так странно греет душу, звоним в домофон... Долгие гудки заставляют поволноваться...И вот долгожданное, произнесенное довольно суровым голосом: «Слушаю!». Объяснив, кто такие и зачем пришли, заходим в открывшуюся дверь. Старый, но довольно чистый подъезд, совершенно разные двери — все они являются частью судеб своих хозяев... на пятом этаже.
Петр Степанович в неглаженных брюках, небрежно заштопанных по бокам, рубашке, потертой, но по — военному застегнутой до последней пуговицы и аккуратно заправленную в брюки, в очках, плохо державшихся на переносице. Мы сразу поняли, что ветеран одинок и ухаживает за собой, как может. Но пожилой человек как-то сразу сумел расположить нас и мы заулыбались. Протягиваем пакет с гостинцами, о которых позаботились заранее, на что Петр Степанович отвечает: «Не надо, не нужно, что вы...». После недолгих уговоров, он все же берет пакет и приглашает нас пройти в квартиру.
В комнате, мы, по предложению Петра Степановича, познакомились официально.
Комната вся заставлена книгами. На двух столах, полках и даже на полу не было свободного места - история России за девятый класс, издание Жуковского...На полках видны корешки книг Достоевского, Блока...
Разместившись на диване мы начинаем интервью.
Родился Петр Степанович в 1923 году в поселке Слобода Маньково Азово-Черноморского края (ныне Ростовская область) в семье учителей. Ветеран неторопливо ведет рассказ, включая те подробности жизни и те переживания, которые может знать только он. Пару раз мы заметили выступившие слезы на глазах, когда он вспоминал детство, юность...В этом случае бывший летчик дальнего действия замолкал на минутку, задумываясь о чем-то своем. Мы сидели чуть дыша, стараясь вместе с ним переместиться сначала в далекий 1941 год, в Кропоткинский аэроклуб, где он и его товарищи проходили курс учебно-летной подготовки, затем в 1943 год и лесной аэродром 511-го авиаполка в Москве.
«При одном из налетов я был в карауле, - вспоминает ветеран, в тот раз я впервые прицелился в летчика с Ме-9 («Мессершмитт-9») и выстрелил. Но самолет ушел неповрежденным и я подумал, что промахнулся. Только позже, будучи именно в 511-м авиаполку,увидев сбитый «Мессершмит-9» понял, что тогда не промазал.Просто летчика защитило лобовое бронестекло, о существовании которого тогда и не догадывались».
Неожиданно для нас, Петр Степанович прочитал свои стихи, посвященные учителю Василию Андреевичу Петренко, работавшему в Незамаевской средней школе №2 Краснодарского края:
Вам от нас спасибо, наш Учитель мудрый,
Что прошли Вы с нами путь свой многотрудный,
Что вы нас учили чести, правде жизни
И пример подали как служить Отчизне.
1944-й...1945-й... Различные судьбы, фамилии, названия самолетов. Неумолимо шло время, часы показывали, что прошло уже около четырех часов с момента нашего прихода. «Всего не рассказать, - заканчивает свой рассказ старший сержант, а то получится во-о-от такой том (показывает руками книгу толщиной сантиметров в 30).
Уже одеваясь, возле двери, мы последний раз взглянули в эти глаза. — в них светился неугасимый огонек, желание, стремление к чему-то новому и жажда жизни. И вряд ли, вот так проходя мимо обычного дома, можно задуматься, что в нем живет учитель и летчик дальнего действия, патриот и отличник Незамаевской средней школы №2 Краснодарского края, старший сержант и отец двоих детей...Но что поделать, дом где живет ветеран ВОВ, имеющий полсотни благодарственных приказов, премий и грамот, медали «За доблестный труд», «За Победу над Германией» и орден Отечественной войны» II степени — не может быть обычным...