Почему на прилавках новопокровских магазинов так мало продукции местных производителей? Почему большинство представителей торговли охотно берет на реализацию товары из соседних районов и регионов или же покупает на оптовых базах, а для своих установило шлагбаум? В чем причина такого неактивного взаимного сотрудничества? Все это попытались выяснить производители и реализаторы, став участниками круглого стола. Мероприятие вели глава района Александр Николаевич Сотников и его заместитель Оксана Васильевна Варавина. Также в работе круглого стола приняла участие специалист ТОУ Роспотребнадзора по Тихорецкому, Белоглинскому и Новопокровскому районам Татьяна Николаевна Артамошкина.
Александр Николаевич обозначил тему встречи: «В настоящее время наш рынок и торговая сеть в большей степени представлены реализаторами ― теми, кто покупает и продает. Но сегодня немало и тех, кто активно занимается развитием животноводства, овощеводства, тепличного хозяйства. Последние производят продукцию, но сталкиваются с проблемами сбыта. Что мешает реализовать товар? Почему представители торговли предпочитают взять товар со стороны, нежели у местного производителя? Ведь, казалось бы, преимущества реализации товаров с новопокровской маркой очевидны: минимальные расходы на доставку, более высокое качество, что позволяет, быстро продав товар, получить прибыль и снова закупить новый. Тем не менее, районные товаропроизводители не востребованы в той мере, в какой должно быть. Что не устраивает - цена, качество? Как синхронизировать действия, чтобы участники рынка нашли взаимопонимание и начали бы сотрудничать на взаимовыгодных условиях?»
Сначала и реализаторы, и производители, пришедшие на встречу решить насущные проблемы, только слушали. И, казалось, что никакого диалога не получится, и все вопросы, которые время от времени возникают то у одной, то у другой стороны, так и останутся нерешенными. Однако уже первая реплика главного бухгалтера ОАО «Кубань» Ларисы Александровны Мошковской положила начало дискуссии:
- Основная деятельность нашего предприятия ― растениеводство. Производим муку, есть служба хлебопечения. Хочется знать, почему нашу продукцию не берут магазины? Цены у нас на хлеб ниже, чем у иногородних, по качеству - пожалуйста, пробуйте! В чем наша ошибка? Производим сахар, но его берут единицы реализаторов. Отдаем по оптовым ценам продукт! Муку производим из зерна нового урожая. Но в станице Новопокровской продукт не берет ни один магазин! Хотелось бы послушать реализаторов, почему?
Та же проблема и у новопокровского хлебозавода. Как сказала председатель правления Новопокровского райпотребсоюза Нина Дмитриевна Бабичева, производство хлеба существенно упало. Мощности предприятия используются меньше, чем на половину. Хлеб и хлебобулочные изделия реализуют через магазины РПС (55 процентов), бюджетные организации (7 процентов) и частных предпринимателей района (38 процентов). Пробовали искать рынки сбыта на соседних территориях, но даже открыть машину не дали, мотивируя тем, что в первую очередь они должны поддерживать местных производителей.
Что не так с хлебом, ответил один предприниматель, указав на недостаток в качестве продукта (впрочем, легко устранимый - производитель всегда старается прислушиваться к замечаниям). Были названы и другие проблемы: иногородние производители более активные: они приезжают с красочными прайс-листами, буклетами и хорошо рекламируют свои товары; спрос порождает предложение: какой хлеб предпочитает покупатель, тот и занимает место на прилавке; отсутствие службы доставки у производителей ― также становится камнем преткновения в сотрудничестве.
Овощеводы задают те же вопросы: почему предприниматели неохотно берут на реализацию доморощенные овощи и фрукты, а предпочитают ездить на оптовые базы?
Выяснилось, что одни руководители торговых предприятий попросту не знают, где искать в районе тепличников и владельцев ЛПХ, занимающихся производством овощей и фруктов, а другие считают, что в плане закупки товара выгоднее приехать на одну продовольственную базу, где можно закупить весь ассортимент необходимой сельхозпродукции, а не собирать по отдельности яблоки, картофель, помидоры. В связи с этим прозвучали предложения: производителям обозначить себя, активно предлагать и рекламировать свой товар, постоянно напоминать торговым предприятиям о своих потенциалах, и о создании в районе заготконторы.
- Реестр всех товаропроизводителей района составлен. На сайте и в «Сельской газете» вся информация будет размещена, - сообщила Оксана Васильевна Варавина.- В случае, если возникают вопросы подобного рода, кто производит ту или иную продукцию, можно обратиться и к специалисту торгового отдела администрации муниципалитета.
Глава района говорил о необходимости создания в нашем районе малой оптовой базы новопокровских производителей - торгово-закупочного кооператива. Есть инвестпроект, кто может взяться за реализацию этой идеи? Ведь у нас есть инициативные люди, которые сумеют организовать важное звено между производителем и реализатором. К тому же в этом вопросе они не останутся без поддержки власти. Подобная структура - торгово-закупочный кооператив - стала бы отличным подспорьем для обеих сторон товароотношений.
Есть в районе предприятия, которые не испытывают серьезных трудностей в реализации продукции. Например, СПК «Колос». Здесь в числе прочего хорошо поставлена работа и по продвижению товара: предприятие постоянно размещает рекламу и объявления в районной газете, есть собственный сайт в Интернете. Как итог ― реализация собственной продукции от Уссурийска до Ханты-Мансийска.
Участие в круглом столе принял представитель новопокровского молокозавода. Он рассказал, какую на сегодняшний день продукцию производит предприятие. Закупку молока осуществляют в других районах, но выразили готовность работать и с местными хозяйствами. Реализуют продукцию в основном в других районах и городах края. В новопокровских магазинах местная «молочка» почти не встречается. Почему? После многолетнего бездействия завод наконец заработал. И если раньше продукция славилась за пределами района и края, то на сегодняшний день репутация утрачена, и покупателя заново нужно завоевывать. А как завоевывать? Предлагая товар! В этом деле должны помочь руководители торговых предприятий. Понятно, что от них никто не вправе потребовать брать на реализацию только местную продукцию, но покупатель-то имеет право выбора. Однако многие частные предприниматели даже не дают возможности производителю, как говорится, показать товар лицом. Поэтому покупатель довольствуется тем, что есть в ассортименте, и в большинстве своем его вкус формируется на основе определенного набора представленных на прилавке товаров. А почему бы не дать возможность оценить местную продукцию? Разместить на стеллажах хлебобулочную или молочную продукцию нескольких предприятий и заводов района. Почему бы руководителям магазинов не позволить производителю провести для потребителя дегустацию своих товаров?
Все участники дискуссии говорили о наболевших проблемах и о возможных путях их решения. Оксана Васильевна Варавина подвела итог и предложила проводить подобные мероприятия и в дальнейшем, чтобы скоординировать действия.
Будет ли иметь положительный эффект первый подобный круглый стол и позволят ли предпринятые меры поддержать местных товаропроизводителей, покажет время.
Пока же видно одно: не все руководители розничных предприятий готовы лишь из одних патриотических побуждений перестроить свою политику и взять на реализацию местный продукт, а производители в некоторых случаях не достаточно активно проявляют инициативу, чтобы должным образом прорекламировать свой товар и зарекомендовать себя на рынке сбыта.
Мнения:
С. А. Баранов и П.Г. Пахолков, владельцы ЛПХ:
Нам надо выращивать, а полноценно вопросами сбыты овощей заниматься некогда, поэтому работаем с оптовиками. Приехали принять участие в круглом столе, где, надеемся, нас услышат предприниматели и руководители торговых предприятий и поддержат местных производителей овощной продукции.
Д.К. Диаконти, предприниматель:
- Мероприятие важное, необходимое и для реализаторов, и для производителей. На выставке хотел посмотреть, какие объемы овощей производят ЛПХ, КФХ нашего района, какое качество продукции. К сожалению, в основном предприятия представили хлебобулочные изделия. Овощеводов мало на выставке. Почему мы, реализаторы, мало берем продукции у местных производителей? Да потому что обленились. Кто привезет в магазин продукцию, у того и покупаем. Производителям товара нужно организовать доставку и предлагать свои овощи и фрукты. Мы возьмем с удовольствием.